Новое в законодательстве Республики Хакасия

25 ноября 2022 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "РИЦ Консультант-Саяны", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Лицам, призванным на военную службу по частичной мобилизации и проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также членам их семей, предоставлены следующие льготы: льгота в размере 100% по земельному налогу за 2021 год за земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, индивидуального гаражного строительства, садоводства или огородничества, а также за земельные участки общего назначения, не используемые в предпринимательской деятельности; льгота в размере 100% по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в отношении жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты, гаража, машино-места, хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; льгота в размере 100% по арендной плате за землю за 2022 год в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, занятых домами индивидуальной жилой застройки, индивидуальными капитальными гаражами, предоставленных для ведения садоводства или огородничества, а также в отношении земельных участков общего назначения, не используемых в предпринимательской деятельности. Определено, что к членам семей плательщиков относятся их супруги, дети, а в случае отсутствия супругов - родители плательщиков.

КОРОНАВИРУС

Режим повышенной готовности продлен по 25.12.2022 (ранее - 27.11.2022).

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 N 175 "Об утверждении Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия". Из перечня полномочий Комитета в сфере тарификации (ценообразования) услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами исключено утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Внесены изменения в Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия". Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям указанного Министерства в области обращения с отходами.

Перечень полномочий Министерства в области туризма дополнен следующими полномочиями: создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков; внесение сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников; участие в организации профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения в сфере туризма и рядом других.

В соответствии с утвержденным Порядком установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, определены правила установления и оценки применения указанных обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, иных форм оценок. Установление и оценка применения обязательных требований осуществляется с учетом принципов, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Целью оценки применения обязательных требований является комплексный анализ обязательных требований, содержащихся в нормативных актах в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований. Определено, что нормативные правовые акты Главы Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, устанавливающие обязательные требования, должны содержать: обязательные требования (условия, ограничения, запреты, обязанности); определение лиц, обязанных соблюдать обязательные требования; виды осуществляемой деятельности, совершаемых действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; формы оценки соблюдения обязательных требований и др.

Также утвержден Порядок оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Хакасия, содержащих обязательные требования, определяющий правила проведения оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, иных форм оценок соблюдения обязательных требований. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.

С 01.01.2023 установлено, что на официальном сайте г. Абакана в разделе "Муниципальный контроль" размещается перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска. Введены нормы об управлении рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля. Определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты. Контрольный орган относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий риск, значительный риск, умеренный риск, низкий риск. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с установленными критериями. Включение объектов контроля в ежегодный план контрольных мероприятий осуществляется с учетом периодичности их проведения, определяемой категорией риска. Так, для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных мероприятий - не менее одного, но не более двух контрольных мероприятий в год, а для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных мероприятий - не менее одного контрольного мероприятия в четыре года и не более одного контрольного мероприятия в два года.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

С 19.12.2022 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2022, а также средний уровень (средние значения удельных показателей) кадастровой стоимости земель на территории Республики Хакасия по муниципальным районам (городским округам).

С 19.12.2022 внесены изменения в приказ Минимущества Республики Хакасия от 20.11.2020 N 020-149-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, за исключением земельных участков и земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия". Признаны утратившими силу результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, по состоянию на 01.01.2020, а также средний уровень (средние значения удельных показателей) кадастровой стоимости (земель населенных пунктов Республики Хакасия по муниципальным районам (городским округам).

Признаны утратившими силу с 19.12.2022 приказы Минимущества Республики Хакасия от 29.10.2019 N 020-182-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель водного фонда, земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Хакасия" и от 19.11.2021 N 020-78-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Республики Хакасия".

Установлено, что цена земельных участков определяется в размере 50% их кадастровой стоимости при заключении договора купли-продажи земельного участка с гражданами, являющимися собственниками жилых домов и индивидуальных гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, в случае, когда такие земельные участки были предоставлены в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, с 01.03.2015 либо в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Также установлено, что до 31.12.2023 (ранее - 31.12.2022) цена земельных участков определяется в размере 35% их кадастровой стоимости при заключении договоров купли-продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, с собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них общественно-делового, производственного или коммерческого назначения, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением линейных объектов.

Удовлетворен протест прокуратуры г. Абакана. Внесены изменения в Положение об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана, утвержденное решением Совета депутатов города Абакана от 22.12.2015 N 296.

Установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае изменения фамилии, и (или) имени, и (или) отчества индивидуального предпринимателя, изменения состава участников договора простого товарищества в связи со смертью одного из участников такого договора.

Признана утратившей силу норма о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по городскому маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный орган, заключивший данный муниципальный контракт либо выдавший данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Установлено, что с 01.01.2023 основными стратегическими целями долговой политики Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов являются снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с федеральным законодательством. Указанные цели необходимо достичь при одновременном обеспечении сбалансированности бюджета Республики Хакасия. Определены задачи, которые необходимо выполнить для достижения указанных целей, в частности: обеспечить в 2023 - 2025 годах дефицит республиканского бюджета не более 10% от суммы его доходов без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год; обеспечить направление средств республиканского бюджета, высвобождаемых в 2022 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов; осуществлять привлечение в бюджет Республики Хакасия кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком РФ, увеличенный на 1% годовых и др.

С 01.01.2023 признано утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и о признании утратившим силу постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2020 N 185-п "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы".

Общий объем доходов городского бюджета на 2022 год уменьшен до 7263937,4 тыс. рублей (ранее - 7279937,4 тыс. рублей), общий объем расходов уменьшен до 7605565,3 тыс. рублей (ранее - 7621472,6 тыс. рублей), дефицит городского бюджета составляет 341627,9 тыс. рублей (ранее - 341535,2 тыс. рублей).

Установлено, что из городского бюджета в 2022 году предоставляются субсидии управляющим организациям, осуществляющим управление газифицированным жилищным фондом, расположенным на территории г. Абакана, на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением технической диагностики групповых резервуарных установок и подземных газопроводов многоквартирных домов, в сумме 20764 тыс. рублей. Размер субсидии ООО "Абаканэнергосбыт" на 2022 год на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с изменением порядка оплаты платежа за электроэнергию, потребляемую в частных домовладениях, переводимых на электрическое отопление, уменьшен до 13944,0 тыс. рублей (ранее - 14500,0 тыс. рублей). Размер субсидии управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами г. Абакана, включенными в Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2022 году, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Абакана, уменьшен до 35355,9 тыс. рублей (ранее - 38719,9 тыс. рублей). Также внесены другие изменения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В перечень полномочий Министерства включены осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, а также учреждение ведомственных наград.

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) с 01.12.2022 по 31.12.2023 для ОАО "Российские железные дороги", система теплоснабжения - котельная с ЦТП по ул. Станционная, 44, составляет 3769,91 руб./Гкал (без НДС) и 4523,89 руб./Гкал (с НДС).

С 01.12.2022 признан утратившим силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.05.2022 N 19-т "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год".

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) с 01.12.2022 по 31.12.2023 для АО "Абаканская ТЭЦ", системы теплоснабжения: Абаканская ТЭЦ, Электрокотельная N 1, Электрокотельная N 3, Электрокотельная N 4, Котельная N 5, Котельная N 6, Котельная N 10, Котельная N 28, составляет 2852,29 руб./Гкал (без НДС) и 3422,74 руб./Гкал (с НДС).

С 01.12.2022 признан утратившим силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29.11.2021 N 47-т "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год".

Индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) с 01.12.2022 по 31.12.2023 для ОАО "Российские железные дороги", система теплоснабжения - котельная с ЦТП по ул. Станционная, 44, составляет 3799,16 руб./Гкал (без НДС) и 4558,99 руб./Гкал (с НДС). Также утверждены показатели, использованные для определения указанного индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

С 01.12.2022 признан утратившим силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 12.05.2022 N 12-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год".

С 01.12.2022 установлен регулируемый тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Абакане, осуществляемых по регулируемым тарифам, в размере 21 руб. за одну поездку.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

В перечень полномочий Министерства включены: поддержка и развитие творческих (креативных) индустрий в Республике Хакасия в соответствии с федеральным законодательством в пределах своей сферы деятельности, а также организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, дополнительного образования детей в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Министерству.