Поправки к Закону N 44-ФЗ позволяют до конца года изменить существенные условия госконтракта в части цены, срока исполнения и аванса при соблюдении ряда условий. Участники госзакупок стали жаловаться на заказчиков, которые не включили эти положения в документацию.
Однако контрольные органы не увидели в этом проблемы. По их мнению, возможность применить новые положения закона не зависит от того, включил ли заказчик в проект контракта указание на них. Такой вывод сделали Пензенское, Липецкое, Ивановское УФАС.
Другие антимонопольщики решили: новая норма диспозитивна и применяется по соглашению сторон, закон не обязывает заказчиков включать эти положения в контракт. Такой позиции придерживаются Калининградское и Хакасское УФАС.
ФАС, Минфин и МЧС сообщили о возможности освободить поставщиков от уплаты неустойки, если условия нарушены из-за коронавируса. Участники начали массово жаловаться на то, что заказчики не включают новые положения в госконтракт.
Однако многие УФАС решили: достаточно общей фразы об освобождении от неустойки в случае непредвиденных обстоятельств, так как ведомства отнесли коронавирус к таким обстоятельствам. Такой логикой руководствовались: Мордовское, Липецкое, Московское областное, Хакасское, Архангельское, Ингушское, Кемеровское УФАС.
Татарстанское, Калининградское и Владимирское УФАС также отметили: меры, позволяющие не применять штрафные санкции в связи с коронавирусом, не зависят от наличия такого условия в госконтракте.
ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП. При этом большую роль играет причинно-следственная связь.
Приведем примеры, когда антимонопольщики не обнаружили признаков недобросовестности:
Но сослаться на пандемию получается не всегда. Так, заказчик отказался от исполнения контракта из-за неоднократных нарушений поставщика начиная с января 2020 года:
Отметим, что включение в РНП – не единственная ответственность поставщика за уклонение от заключения или исполнения контракта. Так, участник не подписал контракт в срок, объяснив это следующим: он подал заявку ошибочно, исходя из цены, рассчитанной в январе 2020 года с учетом другого курса доллара. В текущих условиях исполнение контракта затруднено из-за пандемии и невыгодно из-за выросшего курса доллара. Организацию не включили в реестр, но оштрафовали за уклонение от заключения контракта.
Из-за введения режима "нерабочих дней" и ограниченной работы многих служб не все смогли подготовиться к участию в закупках. Признавать ли причину уважительной, контрольные органы решали в каждом отдельном случае.
Комиссия отклонила вторую часть заявки участника: по ЕГРЮЛ было понятно, что в учредительные документы вносили изменения, но в составе заявки их не было. Участник обратился в контрольный орган: из-за майских праздников и ограничений в работе ФНС было невозможно получить устав с отметкой о внесенных изменениях. Мурманское УФАС отклонение заявки признало неправомерным, так как участник не смог представить актуальный устав из-за непредвиденных обстоятельств. В своем решении антимонопольщик сослался на письмо ФАС о признании коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
В другом случае организация пожаловалась на заказчика за то, что тот установил сроки без учета режима "нерабочих дней". Из-за этого она не успела оформить новую выписку СРО и не смогла поучаствовать в закупке. Прежний документ действовал до 4 апреля, тогда как окончание подачи заявок было назначено на 6 апреля. На вопрос, подходит ли в этом случае выписка СРО под требования документации, заказчик не ответил.
Контрольный орган признал сроки проведения закупки правомерными. ФАС сообщала: в апреле 2020 года заказчики проводят закупки в обычном режиме. Кроме того, выяснилось, что для участия в другой закупке организация использовала выписку СРО, выданную 2 апреля 2020 года. Таким образом, заявитель не смог доказать, что он не мог участвовать в закупке.