В ФАС пожаловались, что заказчик неправомерно заключил контракт с победителем: вид деятельности из ЕГРЮЛ не соответствует объекту закупки.
Контролеры указали: Закон N 44-ФЗ не требует, чтобы данные совпадали. Заказчик представил сведения в подтверждение того, что победитель соответствует условиям закупки.
Заказчик включил в один лот работы по строительству медицинского и образовательного центров. На каждый из объектов была отдельная проектная документация с положительным заключением госэкспертизы. Строительство предполагалось на одном земельном участке, под одним кадастровым номером.
Контролеры посчитали это нарушением: объекты и работы на них не связаны между собой. Это может ограничить конкуренцию.
Контрольный орган указал, что заказчики часто выбирают не тот способ закупки, поскольку неправильно соотносят коды ОКПД2. Например, используют обобщенный код.
В одном случае заказчик закупал услуги по комплексному обслуживанию помещений. Он выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого нет в аукционном перечне. В этой связи проводил открытый конкурс в электронной форме.
Контролеры выяснили, что в рамках контракта предусмотрены услуги с кодами из названного перечня. Значит их нужно было приобретать посредством электронного аукциона.
В другом случае заказчик закупал услуги по организации и проведению мероприятия. Он также выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого не было в аукционном перечне. В качестве способа закупки был выбран открытый конкурс в электронной форме.
В техзадании установлены требования к товарам из аукционного перечня. Заказчик пояснил, что они нужны только для проведения мероприятия. После его окончания продукция в собственность заказчика не переходит, на балансовый учет не ставится. Выбор способа закупки признали правомерным.
Измененное положение о составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также открытом конкурсе в электронной форме действует с начала 2020 года. Однако заказчики по-прежнему неправильно его применяют: требуют от участников конкретных показателей товаров вместо согласия.
Антимонопольный орган напомнил: конкретные показатели товара не нужны, если он используется при выполнении работ (оказании услуг). В этом случае требуется согласие на работы (услуги).
О том, как отличить используемый товар от поставляемого, читайте в нашем материале.
В одном случае заказчик требовал, чтобы у участников были необходимые материально-технические ресурсы и подтверждающие документы на момент подачи заявки.
Контролеры посчитали это нарушением: наличие ресурсов и документов на момент подачи заявки не влияет на надлежащее исполнение договора. Победитель может привлечь такие ресурсы позже.
В другом случае заказчик среди прочего установил критерий оценки: участник закупки должен быть зарегистрирован в определенном реестре. В этом случае он получит максимальное количество баллов.
Контролеры признали это нарушением: реестр не является государственным. Участники должны зарегистрироваться в нем до конца срока подачи заявок. Однако они могут и не успеть это сделать, поскольку согласовать регистрацию нужно с администратором названного ресурса. Кроме того, при регистрации предусмотрена уплата техсбора.
В документации было установлено право заказчика отказаться от договора с единственным участником конкурентной закупки. Например, в связи с существенным изменением обстоятельств, на которые рассчитывал заказчик при объявлении конкурентного отбора.
Контролеры сочли это нарушением: по итогам конкурентной закупки заказчик обязан заключить договор, даже если подана только 1 заявка.