С нового года при описании лекарств заказчики по 44-ФЗ должны применять новое постановление правительства от 15.11.2017 N 1380. Сразу скажем: революции не произошло. В постановлении нашли отражение позиции ФАС, которые ведомство транслирует в своих разъяснениях уже не один год.
Большинство особенностей, утвержденных постановлением N 1380, аналогичны разъяснениям ФАС в письме от 09.06.2015 N АК/28644/15. Поэтому в работе заказчиков, которые придерживаются позиции ведомства, существенных изменений не произойдет.
Заказчикам, которые успешно оспаривали позицию ведомства в судах, останется меньше места для маневров, так как появятся юридически обязывающие правила и суды будут руководствоваться именно ими.
Особо отметим, что ФАС наряду с Минфином и Минздравом наделяется правом давать официальные разъяснения по вопросам применения постановления N 1380.
В техзадании нужно указать несколько эквивалентных лекарственных форм. Следует предусмотреть также различные варианты дозировок:
Важный момент: эквивалентные дозировки не должны предусматривать необходимость делить таблетку, порошок или иную твердую лекарственную форму. В частности, нельзя вместо 2 таблеток по 300 мг закупать 1 таблетку в 600 мг, так как ее придется делить.
В то же время для показателей концентрации лекарственного препарата приводить кратность не обязательно.
Нельзя устанавливать требование об обязательной единице измерения дозировки, если ее можно перевести в другие единицы. Например, если в техзадании дозировка указана в процентах, участник вправе предложить препарат с дозировкой в мг/мл.
Остаточный срок годности нужно указывать в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г.").
Сейчас этот вопрос нормативно не урегулирован и некоторые заказчики указывают срок годности в процентах. ФАС против такой практики, но суды нередко поддерживают заказчиков. С нового года на эту поддержку можно не рассчитывать.
Нужно предусмотреть условие о том, что участник закупки вправе поставить такие препараты с безвозмездной передачей шприцев или иных совместимых устройств введения (применения). Количество устройств должно соответствовать числу обеспечиваемых закупкой пациентов.
По всей видимости, это требование основано на позиции, которую ФАС излагала в июне 2015 года. Она привела в качестве примера закупку инсулинов в картриджах, которые совместимы с конкретными шприцами-ручками. Ведомство указало, что участники вправе предложить аналогичный инсулин в картриджах, совместимых с иными шприцами-ручками при условии безвозмездной передачи последних.
При закупке лекарств в формах выпуска "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" нужно указать на возможность поставки лекарств в иных формах вместе с устройством введения необходимого объема. Например, альтернативой преднаполненному шприцу может быть ампула со шприцем.
Если препараты в иной форме выпуска заказчику не подходят, в документации о закупке следует это обосновать.
Нельзя требовать, чтобы обязательно в одном комплекте с препаратом были растворитель, устройство для разведения и введения препарата, инструменты для вскрытия ампул. Нужно предусмотреть, что участник может предложить эти компоненты в заявке отдельно.
В отдельных случаях заказчик вправе указать такие характеристики препарата, как торговое наименование, путь введения, возраст ребенка, для которого предназначен препарат.
При закупке наборов препаратов или многокомпонентных (комбинированных) препаратов следует предусмотреть возможность поставки нескольких однокомпонентных препаратов в аналогичной комбинации действующих веществ.
Нельзя указывать в техзадании:
Отдельные недопустимые характеристики все-таки можно указать, если невозможно иначе описать препарат. В документации нужно обосновать выбранные характеристики и привести их показатели.