2. Подготовка заявки на право выдвижения кандидатуры Российской Федерации для проведения мероприятий

2. Подготовка заявки на право выдвижения кандидатуры

Российской Федерации для проведения мероприятий

2.1. Правовыми основами подготовки и проведения мероприятий, в том числе подготовки заявки на право выдвижения кандидатуры Российской Федерации для проведения мероприятий являются:

2.1.1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в соответствии с которым:

организатор спортивного соревнования - юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 7.3 статьи 2.

организатор физкультурного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 8 статьи 2.

международные спортивные мероприятия, в отношении которых возникают обязательства Российской Федерации, проводятся на территории Российской Федерации только при условии согласования решений об их проведении с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных спортивных мероприятий, и с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Направление заявки на проведение на территории Российской Федерации таких международных спортивных мероприятий, в том числе на участие в конкурсе на право проведения таких мероприятий, может осуществляться общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта <3>.

--------------------------------

<3> Часть 14 статьи 20.

2.1.2. Приказ Минспорта Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 284 "Об утверждении порядка направления общероссийской спортивной федерацией заявки на проведение на территории Российской Федерации международных спортивных мероприятий, в отношении которых возникают обязательства Российской Федерации, в том числе на участие в конкурсе на право проведения таких мероприятий" <4> (далее соответственно - приказ, порядок).

--------------------------------

<4> Зарегистрирован Минюстом России 05.10.2017, регистрационный N 48435, размещен на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.2. Согласно порядку, утвержденному приказом, общероссийская спортивная федерация представляет в Минспорт России соответствующий комплект документов в следующие сроки:

1) при наличии конкурса на право проведения мероприятия - не позднее чем за три месяца до направления в международную спортивную организацию письма о намерении принять участие в конкурсе на право проведения мероприятия;

2) при отсутствии конкурса на право проведения мероприятия - не позднее 1 мая года, предшествующего году, в котором запланировано проведение мероприятия.

2.3. Подготовка к процессу подачи заявки и процедуре отбора, проводимой международной организацией, включает следующие шаги:

согласование общероссийской спортивной федерацией или иной организацией, являющейся инициатором проведения мероприятия на территории Российской Федерации (далее - организатор мероприятия), заявки в международную спортивную организацию по итогам согласования такой заявки с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение мероприятия, Министерством спорта Российской Федерации и межведомственной комиссией по организации и проведению на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований, согласованию перспективных заявок Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (в случаях, предусмотренных порядком, указанным в пункте 2.1.2 рекомендаций);

направление организатором мероприятия письма в международную спортивную организацию о намерениях участвовать в конкурсе;

формирование организатором мероприятия или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение мероприятия, заявочного комитета;

начало заявочного процесса.

2.4. Комплект документов и процедура согласования решения о поддержке выдвижения кандидатуры Российской Федерации на право проведения мероприятия предусмотрены в порядке, утвержденном приказом Минспорта России, указанным в пункте 2.1.2 рекомендаций.

2.5. При выдвижении заявки рекомендуется учитывать новые тенденции в отборе кандидатов международными спортивными организациями: освобождение от чрезмерной регламентации процесса в отношении городов-кандидатов, определения мест проведения спортивных соревнований и процедуры выбора организатора, основываясь на принципах устойчивого развития, сохранения наследия и сокращения расходов. В целях развития видов спорта, повышения зрительского интереса к проведению мероприятий и других факторов процедура отбора кандидатов на право проведения крупных международных спортивных мероприятий постоянно совершенствуется (например, в отношении страны-организатора Олимпийских игр и Юношеских Олимпийских игр <5>).

--------------------------------

<5> https://www.olympic.org/news/future-olympic-games-elections-to-be-more-flexible

Рекомендуется планировать мероприятие, согласованное с долгосрочными планами развития городов, при сохранении традиций и обеспечении лучших возможностей для спортсменов <6>.

--------------------------------

<6> https://www.olympic.org/future-host-election

2.6. Типовой заявочный процесс, как правило, предусматривают следующие действия:

Первый этап - "Заявка на участие", состоит из следующих процедур:

а) направление организатором мероприятия письма в международную спортивную организацию о намерении принять участие в заявочной кампании;

б) получение от международной спортивной организации документов, регламентирующих заявочную кампанию;

в) разработка концепции заявки;

г) предоставление анкеты претендента на проведение мероприятия с комплектом документов в международную спортивную организацию.

Второй этап - "Кандидат на право проведения мероприятия", состоит из следующих процедур:

а) разработка концепции мероприятия и внесение заявочного взноса, установленного международной спортивной организацией, если он предусмотрен регламентом (соглашением);

б) предоставление организатором мероприятия (городом-кандидатом) заявочной книги (досье);

в) инспекционный визит комиссии международной спортивной организации, подготовка экспертного мнения и соответствующего доклада по итогам поездки;

г) финальная презентация на заседании руководящего органа международной спортивной организации;

д) выбор города-организатора мероприятия;

е) подписание соглашения о проведении мероприятия.

2.7. Примерная структура заявочной книги (досье) предусматривает:

при наличии соответствующих требований международной спортивной организации - тексты официальных писем и гарантий от руководителей органов власти на федеральном и региональном уровнях, городской администрации, общероссийской спортивной федерации, а также гарантийные письма от хост-вещателя <7> и о соблюдении правил "чистого объекта" <8>;

--------------------------------

<7> Главный вещатель (вещатель принимающей стороны) - организация, которая осуществляет телевизионное или радиовещание с места проведения мероприятия.

<8> Объект, свободный от коммерческой рекламы и другой пропаганды - соответствующий стандартам, определенным в Контракте с городом-организатором и в Олимпийской хартии (Правило 50).

информацию, содержащую, как правило, данные о стране, городе-организаторе, структуре управления мероприятием, спортивной программе и иной программе, сроках проведения, объектах и инфраструктуре, организации медицинских услуг, безопасности, информационных технологиях и связи, устойчивом развитии, маркетинге, телевещании, финансовых аспектах и страховании, размещении и услугах, культурных мероприятиях, а также дополнительные предложения, обоснование мотивации и преимуществ.

2.8. При подготовке прогнозной оценки расходов на организацию и проведение мероприятия, а также обоснования операционного бюджета рекомендуется учитывать:

1) регламент мероприятия (минимум требований) международной спортивной организации;

2) материалы организационных комитетов аналогичных прошедших мероприятий (заявочные книги, отчеты и т.д.);

3) сведения, опубликованные в открытых источниках, материалы, предоставленные международными экспертами;

4) опыт проведения крупных международных соревнований в Российской Федерации;

5) прайс-листы с указанием стоимости продукции, работ и услуг.

Рекомендуется использовать следующие принципы формирования бюджета мероприятия:

а) разделить инфраструктурный и операционный бюджет;

б) максимально оценивать расходы и объективно рассчитывать доходы;

в) сопровождать каждую строку бюджета показателями и расчетами.

2.9. По итогам внесения заявочной книги в международную спортивную организацию назначается инспекция.

Сформированная международной спортивной организацией инспекционная группа, состоящая из специалистов и экспертов, выполняет возложенные на них функции:

1) совершает инспекционные визиты в каждый из городов-кандидатов на проведение мероприятия, в ходе которых осматривает объекты, а также проводит встречи с руководством страны, субъекта Российской Федерации, города-кандидата и заинтересованными сторонами (заявочный комитет, органы государственной власти, эксперты и другие лица);

2) по завершении визитов во все города-кандидаты оценочная комиссия, как правило, предоставляет отчет для международной спортивной организации в целях:

а) соответствия материалов заявочной книги и оценки реальных возможностей города-кандидата на право проведения мероприятия;

б) формирования мнения при принятии решения об избрании города-организатора мероприятия;

в) обозначения возможных рисков, с которыми можно столкнуться в каждом городе-кандидате на право проведения мероприятия;

3) презентует доклад на заседании руководящего органа международной спортивной организации до процедуры голосования по выбору города-организатора.

В заседании руководящего органа международной спортивной организации принимают участие делегации стран-претендентов на право проведения мероприятия, которые выступают с презентацией заявки.

2.10. Подписание соглашения/контракта об организации и проведении мероприятия с городом-организатором (далее - соглашение), как правило, происходит непосредственно по завершении процедуры объявления города-организатора (принимающего города).

Указанный документ подписывается руководителем международной спортивной организации; руководителем общероссийской спортивной федерации или организации, являющейся инициатором проведения мероприятия на территории Российской Федерации, представителем города-организатора.

2.11. После подписания соглашения заявочный комитет в качестве завершающего документа планирования на этапе заявки составляет реестр обязательств и гарантий, вытекающих из заявочной книги и соглашения, который включает перечень задач, предложения по установлению сроков и ответственных. Данный реестр подлежит согласованию с органами государственной власти и заинтересованными сторонами.

2.12. В целях организации и координации деятельности по подготовке и проведению мероприятия, как правило, образуются организационные комитеты, а также, при необходимости, рабочие группы по направлениям деятельности и иные коллегиальные совещательные органы.

2.13. При подготовке комплексных международных спортивных мероприятий или по отдельным решениям федерального органа исполнительной власти в отношении мероприятий, проводимых в нескольких субъектах Российской Федерации, с учетом международных требований, как правило, определяется организация, ответственная за проведение мероприятия (далее - организатор). Организатором может являться действующее или специально создаваемое учреждение или автономная некоммерческая организация.