Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

79.7. Содержание обучения в 6 классе

79.7. Содержание обучения в 6 классе.

79.7.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык как диалог поколений. Понятия "говор", "диалект", "язык". Понятия "диалектный язык" и "литературный язык". Понятие "род", "родословная", родовые названия эвенков.

Предлагаемая этнокультуроведческая тематика.

Места кочевий моих предков: топонимика, топонимическая предания. Убранство дома и утварь: занятие женщины в быту, народная кухня; занятия мужчин на охоте, средства передвижения, орудия лова, временные жилища на стоянках.

79.7.2. Систематический курс.

79.7.2.1. Лексика и фразеология.

Понятие "многозначность" и "омонимия". Антонимы и синонимы. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике.

Речевая тематика повседневной жизни.

Я гражданин России. Моя Родина - Россия. Столица России - Москва. Мой регион и столица региона. Важные для страны и региона календарные даты. Окружающий мир моего региона.

79.7.2.2. Морфемика. Словообразование.

Морфемная структура имени существительного в эвенкийском и русском языках. Формообразующие суффиксы имен существительных: числа, падежа и притяжания. Формообразующие суффиксы притяжания: лично-притяжательные суффиксы и возвратно-притяжательные суффиксы. Морфемный анализ имен существительных.

Словообразование имен существительных. Словообразующие суффиксы имен существительных. Продуктивные словообразовательные модели с суффиксами: -мни; -лан; -вун; -кит; -кса (э, о). Словообразовательный анализ имен существительных.

Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов -ма (э, о); -рин; -ды. Формообразующие суффиксы сравнительной степени -тмар (э, о), -дымар (э, о). Формообразующие суффиксы превосходной степени: -тку; -дыгу. Словообразовательный анализ имен прилагательных.

Словообразующие суффиксы порядковых числительных.

79.7.2.3. Морфология. Орфография.

Имя существительное. Склонение имен существительных в направительно-местном падеже, направительно-продольном падеже, отложительном падеже, творительном падеже, исходном падеже. Категория притяжания. Простое и притяжательное склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя отрицания ачин.

Имена прилагательные: качественные и относительные. Степени сравнения имен прилагательных.

Имена числительные: количественные и порядковые. Количественные числительные: простые, сложные, собирательные, дробные.

Местоимения: личные, указательные и вопросительные местоимения, притяжательные, неопределенные, определительные и отрицательные, их признаки и использование в речи.

Личные местоимения единственного числа: би (я), 00005390.png он (она). Исключающая и включающая форма формы 1 лица множественного числа: бу и мит (мы). Особенности склонения личных местоимений. Лично-притяжательные местоимения.

Возвратные местоимения 00005391.png, 00005392.png (кто?): мэнми (себя) (одного), мэрвэр (себя) (многих). Возвратно-притяжательные местоимения.

Указательные местоимения: эр (это), эрил (эти), тар (тот), тарил (те). Неопределенные местоимения 00005393.png, 00005394.png (кто-то), экун-мал, экур-вал (что-то). Отрицательные местоимения 00005395.png, 00005396.png (никто), экун-дэ, экур-дэ (никто, ничто). Морфологический разбор местоимений.

Правописание гласных букв в суффиксах имен существительных. Правописание согласных букв в суффиксах имен существительных, имен прилагательных. Правописание числительных. Правописание местоимений.

79.7.2.4. Синтаксис. Пунктуация.

Предложение нераспространенное с главными членами предложения - подлежащим и сказуемым. Предложения с второстепенными членами предложения - дополнением, определением, обстоятельством.

79.7.3. Культура речи.

Построение и грамматически оформленного текста устной и письменной речи с учетом норм эвенкийского литературного языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

79.7.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так учебно-научных и художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалога - побуждения к действию в устной речи, написание текстов монологов описательного характера (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.