3.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте вагонных замедлителей

3.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании

и ремонте вагонных замедлителей

3.2.1. Приступать к техническому обслуживанию или ремонту вагонного замедлителя слесарь должен после получения разрешения руководителя работ.

3.2.2. Работы по техническому обслуживанию и ремонту вагонных горочных замедлителей, а также работы в негабаритных местах и местах с недостаточной видимостью или слышимостью (работы с применением пневматического и электрического инструмента) должны производиться не менее чем двумя работниками, один из которых является сигналистом. При оповещении по громкоговорящей связи о предстоящем роспуске вагонов, прохождении локомотива через зону работ или приближении подвижного состава к месту работ сигналист обязан подать сигнал (духовым рожком или голосом), обеспечить своевременный отход работников и сам уйти на площадку безопасности или другое безопасное место.

3.2.3. При оповещении по громкоговорящей связи дежурным по сортировочной горке или подаче специального звукового сигнала о предстоящем роспуске состава, прохождении локомотива, пропуске подвижного состава из подгорочного парка через зону работ или получении от сигналиста предупреждения о предстоящих передвижениях подвижного состава через зону работ слесарь, выполняющий работы на вагонном замедлителе или в непосредственной близости от него, обязан:

немедленно прекратить работы;

убрать с места работы инструмент, материалы и запасные части;

отойти на безопасное расстояние или в заранее определенное место.

3.2.4. Запрещается производить работы на вагонных замедлителях или в непосредственной близости от них во время роспуска состава с сортировочной горки, прохождения локомотива или подачи через зону работ составов из подгорочного парка.

3.2.5. При производстве работ на вагонном замедлителе запрещается становиться ногой на головку рельса между тормозными шинами и под шток поршня тормозного цилиндра.

3.2.6. При производстве работ на замедлителе, при которых возможен выход его деталей за габарит, замедлитель должен быть выключен из действия, движение по нему прекращено, а место работ ограждено следующим порядком:

если работы производятся на первой тормозной позиции, то со стороны горба горки ограждение производится посредством приведения горочного сигнала в закрытое положение, а со стороны подгорочного парка (сходящихся к замедлителю железнодорожных путей) - приведением маневровых светофоров в закрытое положение, а при их отсутствии или неисправности - переносными сигналами (днем - прямоугольный щит красного цвета или красный флаг на шесте, в темное время суток - красный огонь фонаря на шесте), устанавливаемыми на оси путей против предельного столбика первой от замедлителя стрелки, и выставлением у этого предельного столбика сигналиста с развернутым красным флагом или красным фонарем, обращенным в сторону подгорочного парка;

при работах на второй тормозной позиции со стороны горба горки ограждение производится переводом стрелки в положение, исключающее движение подвижного состава по пути, на котором производится ремонт вагонного замедлителя, с запиранием этой стрелки типовой скобой и выключением ее из централизованного управления, а со стороны подгорочного парка - также как на первой позиции;

при работе на третьей тормозной позиции со стороны горба горки ограждение производится переводом пучковых стрелок, ведущих на железнодорожный путь, где производится ремонт вагонного замедлителя, в положение, исключающее возможность попадания подвижного состава на этот железнодорожный путь, с запиранием этой стрелки типовой скобой и выключением ее из централизованного управления. На расстоянии 50 м от замедлителя со стороны подгорочного парка на оси пути, ведущему к замедлителю, должен быть установлен переносной сигнал (днем - прямоугольный щит красного цвета или красный флаг на шесте, в темное время суток - красный огонь фонаря на шесте), и у переносного сигнала на междупутье должен находиться сигналист с развернутым красным флагом или красным огнем фонаря, обращенным в сторону подгорочного парка. При занятости пути подгорочного парка (при расстоянии от ближайшего вагона до замедлителя менее 50 м) сигналист должен находиться на междупутье у замедлителя.

3.2.7. Производить работы на клещевидных весовых вагонных замедлителях типа КВ в подготовленном к торможению положении можно только после установки специальных упоров, фиксирующих поднятое положение рамы замедлителя.

3.2.8. При техническом обслуживании и ремонте вагонного замедлителя удалять мусор и снег из-под него следует лопатой или скребком, а поверхности деталей очищать металлической щеткой.

3.2.9. Для совмещения отверстий под болты при соединении деталей слесарь должен пользоваться ломиками или бородками соответствующего диаметра и молотком. Запрещается проверка совпадения отверстий пальцем.

3.2.10. Чистку и обдувку сжатым воздухом вагонных замедлителей слесарь должен производить вместе с другим работником, выполняющим обязанности сигналиста и находящимся в месте присоединения шланга у запорного вентиля воздухопроводной сети. Работник, находящийся у запорного вентиля, обязан внимательно следить за объявлениями дежурного по горке или оператора, а также за подачей специального сигнала о предстоящем роспуске вагонов, прохождений локомотива или пропуске подвижного состава из подгорочного парка через зону работ. При плохой слышимости он должен, перекрыв запорный вентиль, прекратить подачу сжатого воздуха и слушать объявления. Если и при этих условиях объявление не будет понято, то без личного наведения справки у оператора горки запрещается продолжать чистку вагонного замедлителя сжатым воздухом.

При чистке или обдувке вагонного замедлителя слесарь для защиты кожных покровов рук, глаз и органов дыхания должен пользоваться рукавицами, защитными очками и респиратором или другими средствами индивидуальной защиты органов дыхания. Работник, открывающий (перекрывающий) запорный вентиль, кроме рукавиц, также должен пользоваться защитными очками и респиратором.

3.2.11. При чистке вагонных горочных замедлителей сжатым воздухом необходимо соблюдать следующие требования:

шланг от воздухопроводной сети при необходимости пересечения железнодорожного пути следует прокладывать под вагонным замедлителем или в шпальных ящиках железнодорожного пути под подошвами рельсов;

не использовать шланг, у которого отсутствует типовая соединительная головка или запорный кран на металлическом наконечнике, а также шланг, пропускающий воздух или имеющий ненадежное крепление соединительной головки;

при подключении шланга к воздухопроводной сети запорный кран на наконечнике шланга должен быть закрыт;

после присоединения шланга к воздухопроводной сети сначала следует проверить надежность сцепления соединительных головок шланга и воздухопроводной сети и только после этого открыть кран на наконечнике шланга, а затем постепенно открыть запорный вентиль воздухопроводной сети;

струю воздуха на устройства вагонного замедлителя следует направлять под углом, исключающим возможность попадания в лицо работника песка, пыли, металлических опилок и т.п.;

после окончания чистки запорный вентиль воздухопроводной сети необходимо закрыть, сжатый воздух полностью выпустить из шланга и только после этого разъединить соединительные головки шланга и воздухопроводной сети.

Запрещается разъединять соединительные головки шланга и воздухопроводной сети до закрытия запорного вентиля воздухопроводной сети и выпуска воздуха из шланга.

3.2.12. При смазывании и протирке деталей вагонного замедлителя с использованием горючих жидкостей необходимо принимать меры по недопущению попадания смазки на балласт котлована и рабочие поверхности тормозных шин.

В процессе работы использованный обтирочный материал следует собирать в металлическую емкость для последующей утилизации.

3.2.13. Удаление наката на тормозных шинах вагонного замедлителя слесарь должен производить в защитных очках и рукавицах с соблюдением требований пункта 3.2.5 настоящей Инструкции.

Перед подъемом на вагонный замедлитель для предупреждения падения в результате скольжения подошв обуви слесарь должен очистить балки замедлителя от снега, а при наличии на них гололеда - посыпать песком.

3.2.14. Не допускается отворачивание гаек крепежных болтов при помощи зубила и молотка.

При невозможности отворачивания гаек крепежных болтов предназначенными для этого гаечными ключами или пневмогайковертом допускается их срубание зубилом или срезание с использованием газорезательного оборудования.

3.2.15. При срубании гаек крепежных болтов слесарь для защиты глаз от воздействия твердых частиц должен пользоваться защитными очками или маской с безосколочными стеклами. При этом работники, выполняющие другую работу на замедлителе, на время срубания слесарем гаек также должны надеть защитные очки.

3.2.16. Для защиты глаз от слепящего света, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, воздействия твердых частиц и брызг расплавленного металла слесарь, оказывающий помощь электрогазосварщику при срезании гаек и других электрогазосварочных работах, должен пользоваться защитными очками со светофильтрами, а для защиты кожных покровов рук - брезентовыми рукавицами.

Запрещается использовать рукавицы и спецодежду из синтетических материалов типа лавсана, капрона и т.д., которые не обладают защитными свойствами, разрушаются от излучений сварочной дуги и могут возгораться от искр и брызг расплавленного металла и спекаться при соприкосновении с нагретыми поверхностями.

3.2.17. Перед сменой пневмоцилиндров или их воздушных рукавов необходимо выполнить требования пунктов 3.1.1 и 3.1.2 настоящей Инструкции.

3.2.18. При необходимости смены соединительных воздушных рукавов (или одного из них) между малым воздухосборником управляющей аппаратуры и воздушной системой вагонного замедлителя перед разъединением соединительных головок рукавов следует разобщительными кранами перекрыть подачу воздуха из малых воздухосборников управляющей аппаратуры в воздушную систему вагонного замедлителя и выпустить из нее воздух.

3.2.19. Транспортирование тяжелых деталей вагонного замедлителя и другого оборудования через горочные и подгорочные пути должны производиться только после записи руководителя работ в Журнале осмотра формы ДУ-46 об этой работе и об оповещении по громкоговорящей связи о предстоящем роспуске вагонов, пропуске локомотива или подаче состава из подгорочного парка через зону работ.

Бригада, производящая транспортирование деталей (оборудования), должна быть ограждена:

со стороны горба горки - приведением в закрытое положение горочного сигнала;

со стороны подгорочного парка - сигналистом с развернутым красным флагом, находящимся от бригады на расстоянии в сторону подгорочного парка не менее 50 м и передвигающимся одновременно с бригадой.

3.2.20. При устранении неисправностей приборов и утечек воздуха (масла) в соединениях воздухопроводов (трубопроводов гидравлической системы), аппаратов и резервуаров, находящихся под давлением, необходимо перекрыть поступление в них воздуха (масла) и выпустить сжатый воздух (снять давление масла).