Обзор законопроектов
3 марта 2023 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Законопроект разработан в целях лицензирования деятельности по оказанию дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных услуг.
Уточняется предмет федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) с учетом проектируемого законопроектом федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью по оказанию дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Правительство РФ предлагает снизить размер штрафа за включение в себестоимость продукции по гособоронзаказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), когда излишний доход составляет более 1 млн. руб.
При этом излишний доход определяется как разница между доходом, полученным в результате указанных незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без таких незаконных действий.
Кратный административный штраф, предусмотренный для юрлиц в таких случаях, предлагается заменить фиксированным размером штрафа - от 3 до 5 млн. руб.
Депутаты ГД ФС РФ предлагают ввести административную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства.
Согласно законопроекту за нарушение требований при хранении, транспортировании, обработке, переработке, реализации побочных продуктов животноводства, к которым относятся вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве, предусматриваются штрафы: до 40 тыс. руб. - для должностных лиц; до 60 тыс. руб. - для ИП; до 300 тыс. руб. - для юрлиц.
Предпринимателей и компании также могут обязать приостановить деятельность на срок до девяноста суток.
За повторное нарушение предусматривается увеличенный размер штрафных санкций.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Законопроект разработан в целях поддержки лиц, участвующих в СВО, и членов их семей для обеспечения беспрепятственной регистрации детей военнослужащих.
Разработчики проекта Закона предлагают установить право для военнослужащих, находящихся на службе, заверять у командиров или начальников воинских частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений подписи для внесения записи, касающейся регистрации детей, в акты гражданского состояния. Если военнослужащие находятся в госпиталях, санаториях или других военно-лечебных учреждениях, то заверить их подписи смогут начальники госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медчасти, а при их отсутствии - старшие или дежурные врачи.
Законодатели планируют уточнить правовые последствия недействительности сделок в отношении имущества хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законопроектом закрепляется, что при применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной умышленно недобросовестным иностранным инвестором в нарушение требований Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", судом могут быть взысканы в доход Российской Федерации акции (доли) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, его имущество, а также доходы, которые получены таким иностранным инвестором в результате совершения указанной сделки.
Кроме того, предусматривается возможность взыскания в судебном порядке с иностранного инвестора по иску хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, убытков (в т.ч. упущенной выгоды), причиненных этому хозяйственному обществу, а также возмещения вреда, причиненного его имуществу.
ЖИЛИЩЕ
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 12.07.2022 N 30-П, признавшего ст. 170 ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не обеспечивает надлежащего уровня правового регулирования применительно к решению вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и сведения о которой отражены в ней при ее актуализации, при том что дом включен в региональную программу ранее исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции.
Предлагается установить, что в случае, когда ввод в эксплуатацию многоквартирного дома осуществляется поэтапно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, который исчисляется со дня актуализации региональной программы капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома в связи с вводом в эксплуатацию соответствующего этапа строительства многоквартирного дома.
Кроме того, планируется закрепить положения, согласно которым суммы взносов на капитальный ремонт, включая пени, излишне уплаченные собственниками помещений, автоматически подлежат зачету в счет взносов на капитальный ремонт при оплате будущих расчетных периодов.
ФИНАНСЫ
Для судоремонтных предприятий планируют установить нулевую ставку НДС. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
Налоговая льгота будет применяться при проведении работ по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания после заключения судоремонтными предприятиями инвестиционных соглашений с Минпромторгом и Минфином, содержащих обязательства по развитию и модернизации собственных производственных мощностей.
Как указывают авторы законопроекта, данная мера позволит отечественным предприятиям судоремонтной отрасли применять налоговые вычеты по НДС на момент принятия к учету товаров (работ, услуг).
При этом в случае расторжения инвестиционного соглашения судоремонтное предприятие должно будет исчислить НДС по ставке в размере 20 процентов по соответствующим операциям, по которым применялась ставка НДС в размере 0 процентов.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Законопроектом предусматривается субсидиарная ответственность саморегулируемых организаций (далее - СРО) в целях компенсации вреда, причиненного непосредственно собственнику здания, сооружения, вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства. Речь идет о случаях неплатежеспособности члена СРО.
Согласно документу в случае причинения указанного вреда членом СРО вследствие недостатков работ, выполненных им по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, субсидиарную ответственность несут:
- СРО в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если лицо, выполнившее работы, или лицо, осуществившее функции технического заказчика в отношении такого объекта, являлось членом такой СРО;
- соответствующее Национальное объединение СРО, если сведения о такой СРО исключены из реестра СРО.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
В первом чтении принят законопроект об обороте оружия в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
В частности, проектом Закона определяются особенности правового регулирования:
- действия разрешительных документов в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности, выданных органами внутренних дел Украины, государственными органами ДНР и ЛНР;
- оборота оружия, не зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ и находящегося в собственности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также оружия, находящегося в собственности юрлиц, зарегистрированных на территориях этих субъектов РФ;
- осуществления частной охранной деятельности в новых регионах РФ;
- осуществления ГУП "Центр специального назначения "Охрана" Запорожской области охранных функций, в т.ч. с использованием отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
В целях улучшения условий содержания под стражей и отбывания наказаний в виде принудительных работ и лишения свободы, а также стимулирования правопослушного поведения Правительством РФ предлагается:
- увеличить с 4 до 5 кв. м минимальную норму общей площади на одного осужденного к принудительным работам;
- установить порядок определения перечня и правил применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора;
- повысить сумму средств для приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости;
- увеличить с 3 до 4 лет возраст ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения;
- ввести институт дисциплинарной комиссии;
- расширить перечень мер поощрения, применяемых к лицам, содержащимся под стражей, дополнив его вынесением благодарности, а также уточнить порядок их применения;
- закрепить условия и сроки снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого;
- возложить на администрацию мест содержания под стражей обязанность под расписку уведомлять подозреваемых и обвиняемых о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора.
Законопроект подготовлен в целях гармонизации уголовного законодательства и устранения дискриминации сотрудников органов внутренних дел по сравнению с работниками других государственных структур, отнесенных к категории правоохранительных органов.
Авторами предлагается исключить из перечня обстоятельств, отягчающих наказание, случаи совершения умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.
В первом чтении одобрен законопроект, направленный на либерализацию производства по уголовным делам о преступлениях экономической направленности.
Авторами проекта предлагается уточнить основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций. Устанавливается приоритет применения судом в отношении указанных лиц иной меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление ими предпринимательской деятельности.
Закрепляется необходимость согласования с руководителем следственного органа по субъекту РФ (иным, приравненным к нему руководителем следственного органа) факта продления срока содержания под стражей и срока предварительного расследования. Продление срока дознания должно быть согласовано с прокурором субъекта РФ (приравненным к нему военным прокурором).
Кроме того, определяется, что необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит расширить гарантии лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в ходе осуществления уголовного преследования.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ