Обзор законопроектов
1 марта 2024 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект Закона разработан в целях усовершенствования антимонопольного законодательства и обеспечения независимости внутренних цен от мировых.
Законодатели предложили отвязать цены на отечественную продукцию от показателей биржевых и внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках и жестче контролировать эту сферу во избежание сговоров крупных производителей.
Как следует из пояснения к проекту, в настоящее время цены на внутренних товарных рынках Российской Федерации зачастую основываются на индикаторах, сложившихся на зарубежных рынках, без учета экономической ситуации на внутреннем рынке.
При этом может складываться ситуация, когда рост цен на определенную продукцию не обоснован какими-либо иными факторами, за исключением повышения общемировых цен, что не должно отражаться на внутреннем ценообразовании в отношении продукции отечественного производства.
В результате на ряд товаров внутри страны могут быть установлены цены, которые не учитывают баланс спроса и предложения, а также возможности внутреннего потребителя, что приводит к необоснованному подорожанию продукции взаимосвязанных отраслей и снижению покупательской способности внутри страны.
Помимо этого, авторы проекта предлагают скорректировать понятие хозяйствующего субъекта, распространив его на физических лиц, не являющихся ИП и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Согласно законопроекту органы государственной власти г. Москвы и г. Санкт-Петербурга будут рассматривать дела об административных правонарушениях в области установки и эксплуатации наружной рекламы.
Сейчас такие дела рассматривают судьи и арбитражные суды. Предложенная мера, по мнению авторов проекта, снизит нагрузку судов по рассмотрению указанных дел.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Законопроект разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П в целях защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения.
Так, планируется установить, что сведения о проживающих в жилом помещении бывших членах семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, и сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника, включенных в ордер на жилое помещение, предоставленное на основании решения общего собрания членов ЖСК, а в случае отсутствия ордера - проживающих на основании решения суда, подлежат отображению в ЕГРН.
Также подготовлены изменения в Федеральный закон "Об ипотеке", предусматривающие, что ипотека приватизированного жилого помещения в случае наличия в ЕГРН сведений о членах семьи (бывших членах семьи) собственника жилого помещения, имевших в момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, а также жилого помещения, находящегося в собственности на основании справки ЖСК о выплате паевого взноса полностью, осуществляется с согласия, оформленного в письменной форме и надлежащим образом удостоверенного, указанных членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 27.07.2023 N 35-П, которым норма о порядке оплаты сверхурочной работы признана не соответствующей Конституции РФ, т.к. она допускает оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Проектом предлагается установить конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, обеспечивающий адекватную компенсацию увеличенных трудозатрат, понесенных работником.
Вдовы участников СВО не будут подлежать увольнению. Соответствующий законопроект одобрила Госдума в первом чтении.
В случае гибели или смерти в результате военной травмы ветерана боевых действий работодатель не сможет расторгнуть трудовой договор с супругой такого ветерана в течение одного года.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Законопроект направлен на обеспечение равных условий доступа к высшему образованию для наиболее талантливых детей, состоящих в российском гражданстве или являющихся соотечественниками, проживающими за рубежом.
Предлагается установить, что названный механизм поддержки будет распространяться на талантливых детей вне зависимости от того, проявили ли они свои выдающиеся способности, будучи членами сборных команд Российской Федерации или же иностранного государства, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
ФИНАНСЫ
Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий механизмы проведения упрощенной идентификации.
Так, предлагается повысить максимальный порог проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в т.ч. электронных денежных средств, до 100 тыс. руб. либо аналогичной суммы в иностранной валюте.
Аналогичным образом предлагается повысить сумму максимального остатка денежных средств на неперсонифицированном электронном средстве платежа с 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
Законопроект подготовлен в целях приведения отдельных нормативных правовых актов в части квалификационных требований к должностным лицам и работникам некоторых финансовых организаций в соответствие с положениями Федерального закона "О независимой оценке квалификации".
В частности, предлагается:
- исключить нормы о квалификационных аттестатах и полномочиях Банка России по аккредитации организаций, которые проводят квалификационные экзамены на финансовом рынке, утверждению программ экзаменов, определению типов и форм аттестатов, ведению реестров аттестованных лиц, а также по аннулированию аттестатов;
- определить требования к квалификации руководителей компаний и филиалов, заместителей руководителя, членов совета директоров. Так, необходимы будут свидетельство о квалификации и международный сертификат;
- возложить на Банк России полномочия по определению квалификационных требований в отношении иных должностных лиц и работников финансовых организаций на уровне нормативных актов Банка России.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правительство РФ разработало законопроект, направленный на создание условий для размещения российскими организациями производств и инфраструктуры на территории иностранных государств и предусматривающий возможность господдержки комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями за рубежом.
Уточняется определение инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, а также вводятся понятия промышленного объекта, инженерно-строительной деятельности и комплексного строительства промышленных объектов на территории иностранного государства.
На Минпромторг России возлагаются полномочия по осуществлению поддержки российских организаций, предоставляющих услуги по комплексному строительству промышленных объектов на территориях иностранных государств.
Поддержка инженерно-строительной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования в отношении минимальной доли продукции, произведенной на территории РФ, которая используется при реализации комплексного строительства промышленных объектов, определит Правительство РФ.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Согласно законопроекту в перечень мероприятий по охране земель включат мероприятия по защите земель от произрастания инвазивных растений.
Правительство РФ планируют наделить полномочиями по установлению перечня инвазивных растений, а также мероприятий по защите земель от произрастания на них таких растений.
Правообладателей земельных участков всех категорий земель обяжут осуществлять мероприятия по охране земель от произрастания на них инвазивных растений, в частности борщевика Сосновского.
Законопроект уточняет порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинами.
В частности, авторы проекта предлагают дифференцированный подход к осуществлению рыболовства гражданами из числа малочисленных народов, добывающих водные биоресурсы для непосредственного потребления и удовлетворения личных нужд, и их объединениями - общинами.
Рыболовство для лиц, находящихся в реестре коренных народов РФ, будет свободным и бесплатным в объемах, не превышающих годовую норму добычи водных биоресурсов, которую определят органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Росрыболовством.
Для общин малочисленных народов предлагают сохранить заявительный порядок осуществления рыболовства по аналогии с организациями.
Как указывают авторы законопроекта, данная мера позволит не только упростить доступ к водным биоресурсам для малочисленных народов, но и будет способствовать увеличению объемов производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности товаров, работ, услуг и повышению доступности рыбной продукции в отдаленных местностях, а также снижению уровня безработицы в населенных пунктах в местах традиционного проживания малочисленных народов вследствие создания новых рабочих мест для них и местного населения, увеличению налоговых поступлений от общин в региональные и федеральные бюджеты.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
Депутаты поддержали законопроект, направленный на повышение доступности для ведущих спортсменов России получения высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта в условиях отстранения их от участия в официальных международных спортивных соревнованиях.
Правительство РФ наделят полномочиями по утверждению перечня официальных международных спортивных соревнований, участникам которых будут предоставлены особые права при поступлении в вузы.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит ведущим спортсменам получить поддержку государства и гарантию социальной адаптации после завершения профессиональной спортивной карьеры.
Проект федерального закона направлен на устранение пробела в законодательстве в сфере образования в части возможности реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для взрослых.
Так, закрепляется возможность подготовки взрослых в спортивных учреждениях, что поможет защитить юниоров от исключения из спортшкол.
Законодатели предлагают обязать образовательные организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами).
В целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического или психического развития, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания законопроект предусматривает обязательность создания на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психолого-медико-педагогических комиссий.
В перечень специальных условий для получения образования такими обучающимися включают: доступ в здания и помещения образовательных организаций, тьюторское сопровождение, обеспечение учебной литературой за счет средств субъекта РФ и др.
Авторы проекта предлагают заменить термин "умственная отсталость" на термин "нарушение интеллекта", поскольку термин "умственно отсталый" является некорректным с точки зрения педагогики и психологии и заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации.
Кроме того, уточнят основания для организации получения образования на дому или в медицинской организации обучающимися, получающими общее образование, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Законопроект направлен на совершенствование порядка взаимодействия между турагентами и туроператорами при реализации туристам электронных путевок менее чем за 24 часа до запланированной даты путешествия.
Предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 10.4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", согласно которым в случае реализации туроператором туристского продукта менее чем за 24 часа до начала оказания услуг, предусмотренных договором, туроператор передает в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, не позднее времени начала оказания услуг.
В случае заключения договора между турагентом и туристом или иным заказчиком туристского продукта менее чем за 24 часа до начала оказания услуг, предусмотренных договором, турагент не позднее времени начала оказания услуг направляет туроператору уведомление о заключении договора.
Туроператор передает в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, не позднее 72 часов с момента поступления ему данных о заключении такого договора от турагента.
Группа депутатов и сенаторов предложила расширить круг медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Однако в настоящее время медицинские работники с иным образованием не наделены правом на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи. Это значительно затрудняет, например, медицинскую реабилитацию граждан в нашей стране, поскольку медицинская реабилитация на всех этапах осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной командой, в состав которой входят специалисты с иным образованием, которые участвуют в оказании медицинской помощи по профилю медицинской реабилитации при наличии соответствующего образования и аккредитации специалиста, - это специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации, медицинский логопед.
Проект Закона предлагает внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые закрепляют за медицинскими работниками с иным образованием право оказывать медицинскую помощь в случаях, установленных соответствующими порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом России и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медорганизациями, а также положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи.
Принятие законопроекта позволит разработать соответствующие профстандарты медицинской помощи и предоставить допуск к профессиональной деятельности медицинских работников по профилю "медицинская реабилитация".
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Планируется установить для отдельных категорий поднадзорных лиц дополнительный вид административных ограничений.
Учитывая высокую степень потенциальной опасности для общества и государства лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, с целью оказания на таких лиц индивидуального профилактического воздействия документом предлагается закрепить в отношении них обязательное административное ограничение в виде запрета посещения образовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних, объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) и их оздоровления, объектов с использованием открытой плоскостной детской игровой и детской спортивной инфраструктур.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ