Обзор законопроектов
22 марта 2024 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРАВОСУДИЕ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Правительство РФ предложило законопроект об установлении ответственности за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины.
В частности, предусматривается административная ответственность за нарушение требований в части транспортировки древесины без оформленного электронного сопроводительного документа, эксплуатации автомобильного транспорта без оборудования техническими средствами контроля, нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, непредставление или несвоевременное представление информации для формирования отчета о балансе древесины, отчета о древесине и продукции из нее.
В КоАП РФ также планируют включить статью, предусматривающую административную ответственность за пребывание в лесах с машинами (в т.ч. самоходными машинами, другими видами техники) или оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок лесных насаждений.
Кроме того, административная ответственность предусматривается за нарушение установленных законодательством требований к реализации древесины на организованных торгах.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Рассматриваемый законопроект разработан в целях дальнейшего упрощения процессов и процедур при закупках отечественной продукции.
Авторы проекта предлагают установить единые правила предоставления национального режима при осуществлении аукциона товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законопроект существенно оптимизирует применение запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения максимальной возможности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги).
Состав информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара, определит Правительство РФ.
Кроме того, разработчики проекта предлагают сохранить механизм минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок, а также нормы, касающиеся составления заказчиками по итогам года отчета об объеме закупок товаров российского происхождения.
ФИНАНСЫ
Группа депутатов и сенаторов предложила продлить налоговую льготу, которая позволяла гражданам - налоговым резидентам РФ в 2022 и 2023 годах переоформить на себя российские активы, которыми они владели через свои контролируемые иностранные компании (далее - КИК), без уплаты НДФЛ и с одновременным сохранением налоговой стоимости приобретаемых активов по данным учета КИК, но не выше рыночной стоимости. Без налогов можно было переоформить любые активы, недвижимость, ценные бумаги, за исключением денежных средств.
В связи с тем что в условиях противодействия со стороны лиц из недружественных стран не все граждане успели переоформить активы на себя, парламентарии предлагают:
- продлить указанную налоговую льготу на 2024 год;
- предоставить возможность зачета срока владения КИК в срок владения физического лица, получившего российские активы после деофшоризации в порядке, предусмотренном п. 60.2 ст. 217 НК РФ.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В первом чтении принят законопроект, направленный на урегулирование проблем обеспечения вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территорий с особыми географическими и природно-климатическими условиями в связи со сложной транспортной доступностью таких территорий, в т.ч. ввиду отсутствия круглогодичного транспортного сообщения и значительной удаленности этих территорий от объектов обращения с ТКО.
Так, авторами проекта Закона предлагается ввести понятия "труднодоступных территорий" и "мусороперегрузочной станции", а также уточнить определения "хранение отходов" и "накопление отходов", закрепив увеличенные сроки хранения и накопления ТКО на труднодоступных территориях.
Данные о мусороперегрузочных станциях и перечни труднодоступных территорий будут содержаться в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов и должны быть включены в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления.
При этом расходы на создание и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, включенных в территориальную схему, будут учитываться при установлении единого тарифа регионального оператора на услугу по обращению с ТКО.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Законопроект направлен на ускорение прохождения различных товаров и транспорта через пункты пропуска на границе России.
Предлагается внести изменения в Закон РФ "О ветеринарии", Федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и "О карантине растений" в части наделения Правительства РФ полномочиями по определению пунктов пропуска, в которых ветеринарный, санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль и государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий будут осуществляться таможенными органами.
При передаче таможенным органам полномочий по осуществлению в конкретных пунктах пропуска указанных видов госконтроля в полном объеме Правительство РФ будет учитывать:
- загруженность пунктов пропуска и необходимость ускорения пропуска товаров и транспортных средств через границу РФ;
- необходимость реконструкции и модернизации пунктов пропуска, а также их технического оснащения и оборудования средствами для проведения госконтроля;
- штатную численность таможенных органов.
При этом в целях исключения возможности ввоза товаров или продукции, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, а также распространения карантинных вредных объектов в соответствии с правом ЕАЭС надлежащий контроль на территории Российской Федерации будет осуществляться должностными лицами Россельхознадзора с учетом результатов госконтроля в пунктах пропуска.
В пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне РФ, таможенные органы будут проводить санитарно-карантинный, фитосанитарный и ветеринарный контроль в полном объеме.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Законодатели предлагают включить в лесное законодательство нормы, регулирующие отношения в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Так, Лесной кодекс РФ планируют дополнить главой 1.2 "Лесные дороги", в которой будут закреплены следующие основные положения:
- лесные дороги - это дороги, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, в т.ч. для осуществления вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов;
- лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах;
- лесные дороги могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными;
- лесохозяйственные лесные дороги создаются при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению;
- лесотранспортные лесные дороги создаются при использовании лесов лицами, использующими леса, в т.ч. для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам, предоставленным по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом РФ, гражданам или юридическим лицам, либо используемым такими лицами на основании сервитута, публичного сервитута;
- в целях создания, содержания и эксплуатации лесных дорог допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, если такие рубки не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ.
Особенности создания, содержания и эксплуатации лесных дорог разработает и утвердит Минприроды России.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
В первом чтении принят законопроект, предусматривающий возможность пролонгации в 2024 г. существующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Срок пролонгации может составлять до десяти лет.
Проектом предусматривается ежегодная индексация платежей по таким договорам на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Закрепляется требование об объеме размещаемой рекламными компаниями социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость (в случае, если ее размещение предусмотрено договором на установку и эксплуатацию), в общем размере 10% годового объема распространяемой рекламы.
При этом реклама, представляющая особую общественную значимость, будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
Госдума поддержала правительственный законопроект о создании Национального словарного фонда (далее - Фонд).
Фонд будет создан в виде государственной информационной системы, представляющей собой совокупность информации о нормах современного русского литературного языка, закрепленных в нормативных словарях, а также в словарях, фиксирующих сведения о развитии норм русского литературного языка, и информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку такой информации.
Полномочия по созданию, развитию, эксплуатации, обработке информации, содержащейся в Фонде, а также по ее предоставлению гражданам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления возлагаются на оператора Фонда - Минобрнауки России.
Национальный словарный фонд, как полагают авторы законопроекта, будет способствовать повышению уровня общей грамотности, защите, сохранению, распространению и развитию государственного языка Российской Федерации, популяризации русского языка за рубежом.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Законопроект направлен на усиление противодействия вовлечению несовершеннолетнего в совершение нескольких преступлений.
Проектом предлагается установить повышенную уголовную ответственность за указанные действия, установив дифференциацию ответственности в зависимости от количества преступлений небольшой или средней тяжести, в совершение которых вовлекается несовершеннолетний.
Так, за вовлечение подростков в совершение трех и более преступлений небольшой или средней тяжести грозит наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
ПРАВОСУДИЕ
Верховный Суд РФ разработал законопроект, направленный на оптимизацию процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) путем рассмотрения отдельных категорий обособленных споров в упрощенном порядке.
Так, расширяется применение документарного судопроизводства в арбитражных судах по делам о банкротстве, на основе которого судья при отсутствии возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения.
Минимальная сумма требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юрлица, увеличивается до 2 млн. руб. При этом для сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий минимальный порог для банкротства составит 3 млн. руб.
Процедуры обжалования определений, выносимых арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, унифицируют путем введения единого месячного срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставления возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке.
Закрепляется право суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.
Полномочия арбитражных управляющих по истребованию сведений в отношении третьих лиц без обращения в суд расширятся.
Верховный Суд РФ предложил уточнить порядок освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью.
Согласно законопроекту постановление суда в части освобождения тяжелобольного осужденного от отбывания наказания подлежит немедленному исполнению.
Данная мера, как следует из пояснения к проекту, позволит повысить уровень государственных гарантий охраны жизни и здоровья граждан, отбывающих наказание, не допустить чрезмерно длительного ограничения их прав и свобод при применении мер уголовно-правового принуждения.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ