Обзор законопроектов
29 марта 2024 года
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ФИНАНСЫ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Группа депутатов и сенаторов разработала законопроект, направленный на приведение положений Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствие с действующим законодательством РФ.
В частности, законопроектом расширяется перечень возможностей представления документов на регистрацию граждан РФ по месту жительства и месту пребывания представителем гражданина, имеющим доверенность, подтверждающую полномочия лица на подачу таких заявления и документов, удостоверенную нотариально или в предусмотренном законодательством РФ порядке.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В первом чтении принят законопроект, который позволит не привлекать виновного к ответственности дважды за одно и то же преступление, одновременно предусматривая неизбежность наказания.
Проект Закона разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2023 N 24-П, которым ст. 12.18, ч. 2 ст. 12.24 и п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ.
Правительство РФ предлагает закрепить универсальный механизм, регулирующий порядок производства по делам об административных правонарушениях в случаях, если в отношении одного и того же факта противоправного действия (бездействия) ведется производство по нескольким делам об административных правонарушениях на основании разных норм КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Так, вводятся положения, позволяющие истребовать материалы дела об административном правонарушении и приостанавливать производство по нему либо исполнение административного наказания в случае, если по тому же факту противоправного действия (бездействия) осуществляется производство по делу об административном правонарушении, устанавливающее в качестве квалифицирующего признака причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, имуществу.
В случае прекращения производства по делу о новом административном правонарушении приостановленное производство по делу о первоначальном правонарушении или исполнение наказания по нему будет возобновлено.
Предлагаемое законодательное решение, по мнению разработчиков проекта, с одной стороны, будет препятствовать назначению административного наказания дважды за одно и то же деяние, а с другой - позволит обеспечить неотвратимость ответственности для виновных в совершении правонарушений.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Согласно законопроекту участники специальной военной операции будут освобождены от уплаты процентов по кредитам, начисленных в течение льготного периода.
Кредиторы будут обязаны в течение 10 дней с даты вступления в силу законопроекта направить военнослужащему уведомление об отсутствии обязанности по уплате процентов, а также уточненный график платежей.
Если обязательства по уплате процентов были исполнены частично или полностью, то банки перенаправят эти средства на погашение основного долга или на исполнение иных обязательств по договору потребительского кредита (займа).
Правительство РФ установит порядок возмещения 50 процентов недополученного дохода по указанным процентам в связи с прекращением обязательств заемщиков.
Законодатели предлагают установить возможность оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений, включая обеспечение возможности подготовки и получения заинтересованными лицами документов и информации, необходимых для оказания таких услуг, с использованием ФГИС "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных" (далее - ФГИС ЕЦП НСПД) и ее электронных сервисов.
Порядок использования ФГИС ЕЦП НСПД, включая виды электронных сервисов, случаи и порядок их использования для оказания государственных и муниципальных услуг, перечень государственных или муниципальных услуг в сфере земельных отношений, которые могут оказываться с использованием данной системы, определит Правительство РФ.
Реализация данной меры, как следует из пояснения к проекту, позволит оптимизировать процедуру оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений, повысить уровень удовлетворенности граждан при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также положительно повлияет на эффективность вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот.
Правительство РФ предложило освободить от взимания платы за проведение квалификационного экзамена и необходимости подтверждения опыта работы патентных поверенных из новых субъектов РФ.
Согласно законопроекту лица, имеющие статус патентного поверенного на момент принятия ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации, освобождаются от обязанности подтверждать наличие опыта работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, по которой они выражают желание быть аттестованными и зарегистрированными в качестве патентного поверенного.
Законопроект разработан в целях снижения отчетной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, оптимизации форм и видов предоставляемой ими отчетности, а также исключения практики дублирования такой отчетности различными ведомствами.
В частности, вводится новый порядок сбора первичных статистических данных на основании утвержденного Правительством РФ перечня первичных статистических показателей. При этом предусматривается отмена сбора иной отчетности, за исключением сведений, входящих в состав административных данных, и сведений, сбор которых прямо предусмотрен федеральными законами. Координировать работу с перечнем будет Росстат.
Реализовывать инициативу планируют через ГИС "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
Функционал этой системы предполагает предоставление респонденту удобных и понятных механизмов сбора отчетности по принципу "одного окна" - личного кабинета респондента, позволяющего создать единый механизм управления отчетностью, автоматизировать ее сбор и обработку.
Доступ к личному кабинету будет возможен через порталы госуслуг и малого бизнеса.
Рассматриваемый законопроект направлен на обеспечение законных интересов граждан при государственной регистрации прав на принадлежащее им недвижимое имущество.
Авторы проекта предлагают распространить правила, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" для ранее возникших правах, на права в отношении зданий и сооружений, используемых как сараи, бани, не являющихся частями жилых домов, иных зданий и сооружений, погребов и летних кухонь, колодцев и других хозяйственных построек, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, учтенных в составе домовладений и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или садоводства.
Закрепляется возможность внесения в ЕГРН сведений об указанных объектах как о ранее учтенных объектах недвижимости.
Также упрощенный порядок бесплатного оформления прав граждан на жилые дома и одновременно на земельные участки, на которых они расположены, планируется распространить на дома блокированной застройки в случае, если количество домов блокированной застройки, возведенных до 14.05.1998, в одном ряду не превышает двух.
Помимо этого, корректируются нормы о государственной регистрации права общей долевой собственности, а также уточняется порядок оформления гаражей различной этажности.
ФИНАНСЫ
Проект подготовлен в целях создания механизма взимания НДС по стране назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки.
Закрепляется положение о том, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория Российской Федерации, если товар в момент получения его покупателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, находится на территории Российской Федерации.
Предлагается предусмотреть:
- особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств - членов ЕАЭС;
- возможность использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации);
- предоставление налогоплательщикам права на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций по реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, получающим товары в других государствах - членах ЕАЭС;
- возможность принятия российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств - членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств - членов ЕАЭС.
Законопроект направлен на расширение существующих методов государственного (муниципального) финансового контроля.
В целях предупреждения нарушений к действующим методам государственного финконтроля (проверка, ревизия, обследование) предлагают добавить:
- для органов контроля - анализ;
- для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - наблюдение;
- для Казначейства России - бюджетный мониторинг в системе внутреннего государственного финансового контроля (контрольный мониторинг).
Согласно проекту анализ - это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта контроля (группы объектов контроля), систематизация результатов исследования, а также причин и последствий, выявленных в пределах компетенции органа контроля нарушений и недостатков. Наблюдение - превентивное контрольное мероприятие, осуществляемое без взаимодействия с объектом контроля посредством сбора и обработки данных об объекте контроля, имеющихся у органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из Интернета, иных общедоступных данных для выявления рисков и признаков нарушений. Контрольный мониторинг - это взаимодействие Казначейства России и объекта контроля, осуществляемое в электронной форме с использованием информационных систем. Данное взаимодействие будет основано на добровольном заключении соглашения с объектом контроля и направлено на своевременное, качественное и эффективное управление процессами администрирования государственных финансов.
Законопроект предусматривает возможность передачи от управляющих компаний акционерных и паевых инвестиционных фондов специализированным депозитариям следующих обязанностей:
- учета операций с имуществом, составляющим активы акционерного или паевого инвестиционного фонда;
- учета денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в оплату инвестиционных паев;
- определения стоимости чистых активов акционерного или паевого инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционного пая, стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда в расчете на одну акцию;
- предоставления соответствующей отчетности в Банк России.
Кроме того, специализированные депозитарии наделят правом на самостоятельное получение информации и подлинных экземпляров первичных документов или их копий в отношении указанного имущества.
Также устанавливается возможность изменить обязанность специализированного депозитария по хранению слитков драгоценных металлов, принадлежащих акционерному инвестиционному фонду, составляющих паевой инвестиционный фонд, на обязанность по обеспечению сохранности данного имущества. Управляющая компания при этом обязана передать данное имущество на основании договора хранения в кредитные организации, имеющие хранилища.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Правительство РФ предлагает отказаться от выдачи бумажного документа - аттестата аккредитации, выдаваемого экспертам, оценивающим информационную продукцию для детей, и перевести этот процесс в цифровой формат.
Кроме того, законодатели планируют уточнить перечень сведений из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций, размещаемых на официальном сайте Роскомнадзора в Интернете.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Депутаты поддержали правительственный законопроект, направленный на либерализацию уголовного законодательства об ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).
Основываясь на практике правоприменения, Правительство РФ предлагает:
- для целей статьи 146 УК РФ установить крупный размер в сумме, превышающей 500 тыс. руб., а особо крупный размер - в сумме, превышающей 2 млн. руб.;
- для целей статьи 165 УК РФ установить крупный размер в сумме, превышающей 1 млн. руб., а особо крупный размер - в сумме, превышающей 4 млн. руб.
Разработчики полагают, что указанные изменения в УК РФ позволят декриминализировать около 26% преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, и 20% преступлений, предусмотренных ст. 165 УК РФ, а также смягчить ответственность по указанным нормам УК РФ.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Правительство РФ разработало законопроект, направленный на восполнение пробела в правовом регулировании порядка отбора кандидатов на службу в органы и организации прокуратуры и оптимизацию кадровой работы в системе прокуратуры РФ.
В частности, законодатели предлагают установить перечень документов и сведений, представляемых гражданином при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры, а также порядок их рассмотрения и проверки.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования процедуры легализации российских и иностранных официальных документов, оптимизации работы российских консульских учреждений и сокращения временных затрат заявителей.
Согласно проекту легализовывать российские официальные документы будет не только центральный аппарат МИД России, но и его территориальные органы.
Территориальные органы МИД России будут также уполномочены легализовывать иностранные официальные документы, составленные иностранными консульскими учреждениями.
Предлагается исключить из-под действия общего требования о легализации иностранных официальных документов документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законопроектом исключается возможность легализации документов в электронной форме.
Конечным результатом процедуры легализации российского или иностранного официального документа будет являться легализационная отметка в виде мастичного оттиска штампа, содержащая гербовую печать уполномоченного органа, а также собственноручную подпись должностного лица такого органа.
Предусматривается, что официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в соответствии с установленной сферой деятельности, не нуждаются в каком-либо дополнительном признании со стороны МИД России как органа, наделяемого полномочием легализовывать документы, подлежащие вывозу за пределы Российской Федерации.
Предусматривается возможность отказа в истребовании документов с территории иностранных государств в случаях, если местное законодательство не предполагает удовлетворения соответствующих запросов, поступающих по дипломатическим каналам.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ (НВЗП)