Обзор законопроектов
26 июля 2024 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В целях сохранения исторической памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне законодатели предлагают сформировать общедоступный перечень музыкальных и других произведений, которые можно будет публично исполнять и транслировать в дни праздников без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.
Такой перечень будет формировать Правительство РФ, в него будут включаться музыкальные произведения (с текстом или без текста) и другие произведения, правомерно обнародованные до 26 декабря 1991 года и прославляющие подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, героизм, мужество, дружбу, единство, боевое братство защитников Отечества или иным образом связанные с событиями или периодом Великой Отечественной войны. К их числу, в частности, могут относиться песни и музыкальные произведения, а также произведения литературы, изобразительного искусства (плакаты, картины) и т.п.
Авторы или иные правообладатели, общероссийские общественные объединения вправе представлять предложения о включении музыкальных произведений и иных произведений в указанный перечень.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Законопроект подготовлен в целях закрепления порядка приостановления исполнения постановлений о лишении права управления транспортным средством за совершение отдельных административных правонарушений в отношении лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции в период мобилизации, в период военного положения или военное время.
Водительские права будут восстановлены со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, увольнения с военной службы, исключения из добровольческого формирования.
В случае если указанные лица подвергаются административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за совершение нового административного правонарушения, исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством возобновляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении нового административного наказания.
Правительство РФ предлагает ужесточить наказание за вождение автомобиля со скрытыми госномерами.
Ранее за такое правонарушение полагался штраф - 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев. Законодатели планируют усилить меры административной ответственности и лишать водителей права управления транспортным средством за указанное правонарушение на срок от одного года до полутора лет. При этом если госномер был скрыт при помощи каких-либо устройств, они будут подлежать конфискации.
За повторную езду без госномера водитель также будет лишен права управления автомобилем на срок от одного года до полутора лет.
Предлагаемое законодательное решение, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать обеспечению безопасности дорожного движения и позволит снизить количество ДТП.
Правительственный законопроект, устанавливающий ответственность за нарушения при трудоустройстве российских моряков за границей, прошел стадию первого чтения.
Так, предусматриваются штрафы за трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, с нарушением предусмотренных законодательством РФ требований. Для граждан максимальный размер штрафа составит 4 тыс. руб., для должностных лиц - 40 тыс. руб., для организаций - 500 тыс. руб.
Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях будет Роструд.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческие организации к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, будет расширен.
Указанный перечень дополнят деятельностью по благоустройству территорий.
ЖИЛИЩЕ
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового или внутриквартирного газового оборудования планируют уточнить. Соответствующий законопроект депутаты рассмотрели в первом чтении.
Согласно документу техническое обслуживание, ремонт, установка, замена внутридомового, внутриквартирного газового оборудования будут осуществляться любой газораспределительной организацией, а не только той, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.
Также предлагается расширить круг организаций, которые вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах, не являющихся домами блокированной застройки.
Закрепляется порядок предоставления коммунальной услуги газоснабжения нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в специализированном жилищном фонде.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Правительство РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 N 56-П предлагает регламентировать вопросы предоставления дополнительного дня отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день и выплаты работнику при увольнении денежной компенсации в случае неиспользования такого дополнительного дня отдыха.
Устанавливается, что день отдыха, выбранный в качестве компенсации работы в выходной или нерабочий праздничный день, по желанию работника может быть использован в течение года со дня работы в выходной или праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
Также предусматривается порядок оплаты неиспользованного дополнительного дня (дней) отдыха в день увольнения работника.
ФИНАНСЫ
Законодатели предлагают страховать имущество, учитываемое на индивидуальных инвестиционных счетах (далее - ИИС), открытых с 01.01.2024, на сумму до 1,4 млн. руб. Депутаты одобрили предложенную инициативу в первом чтении.
Проект устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования механизма компенсирования стоимости имущества (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, ПФИ) на ИИС без участия государства.
С целью осуществления компенсационных выплат планируют создать компенсационный фонд на базе некоммерческой организации. Как поясняют авторы законопроекта, в качестве такой организации выступит фонд, созданный посредством изменения модели деятельности и целевого назначения средств Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, Банка России в составе органов фонда не предусмотрено.
Участие в системе возмещения стоимости имущества на ИИС предполагается добровольным для лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС.
Создание предусмотренного законопроектом компенсационного механизма, по мнению его разработчиков, будет способствовать защите прав и законных интересов потребителя (инвестора), укреплению его доверия к финансовому рынку, привлечению на него долгосрочных денежных средств, а также формированию благоприятной конкурентной среды.
Законопроект разработан в целях обеспечения возможности функционирования механизма экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по направлению "финансовый рынок" (далее - ЭПР).
Для этого планируется внести изменения в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изменения касаются распространения специального регулирования, предусмотренного программой ЭПР, при реализации экспериментов по использованию цифровой валюты в расчетах при осуществлении внешнеторговой деятельности.
В настоящее время использование цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), запрещено.
Для устранения указанного правового барьера в целях использования цифровой валюты во внешнеторговой деятельности предлагается предоставить возможность в рамках ЭПР применять нормы Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части использования цифровой валюты с определенными особенностями.
В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, специальное регулирование подлежит обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Так, при установлении ЭПР, затрагивающего вопросы, связанные с оборотом, в т.ч. майнингом, цифровой валюты в Российской Федерации, вопросы в сфере валютного регулирования и валютного контроля, специальное регулирование подлежит согласованию с Минфином России, ФСБ России и Росфинмониторингом.
Помимо этого, уточняются порядок установления ЭПР, оценки рисков и порядок обязательного информировании о них ФСБ России и Росфинмониторинга.
В целях легализации майнинга и формирования правовых основ для осуществления деятельности, связанной с созданием (распределением) цифровой валюты, законопроектом предлагается:
- ввести новые понятия: "майнинг", "майнинг-пул", "оператор майнинговой инфраструктуры" и "организация обращения цифровой валюты в РФ";
- закрепить, что запрещаются организация обращения цифровой валюты (исключение - майнинг и майнинг-пулы), реклама или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров (работ, услуг) в целях выпуска и обращения цифровой валюты, в т.ч. их организации;
- исключить возможность отчуждения цифровой валюты, полученной в результате майнинга, с использованием объектов, которые не отнесены к объектам российской информационной инфраструктуры;
- определить, что требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, установит Правительство РФ по согласованию с Банком России, а Роскомнадзор проконтролирует их выполнение. При этом Правительство РФ будет вправе запретить майнинг цифровой валюты в отдельных субъектах РФ;
- предусмотреть, что юрлица и ИП, которые будут осуществлять майнинговую деятельность, операторы майнинговой инфраструктуры должны будут быть включены в соответствующий реестр. При этом физлица смогут добывать криптовалюту без включения в этот реестр, но не должны будут превышать установленные лимиты энергопотребления;
- урегулировать вопросы энергопотребления при осуществлении майнинга;
- обязать лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предоставлять в уполномоченный Правительством РФ орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах, а также закрепить полномочия Росфинмониторинга по ведению перечня адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним осуществлялись в целях отмывания доходов или финансирования терроризма;
- предусмотреть меры, направленные на обеспечение осуществления контроля за оборотом цифровой валюты, в т.ч. в целях исключения возможности ее использования для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В первом чтении принят законопроект, закрепляющий возможность выдачи кредитной организацией справок по счетам и вкладам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет им самим или их законным представителям.
По мнению разработчиков проекта, предлагаемое законодательное решение поможет предотвратить совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетних с использованием их банковских счетов, а также позволит несовершеннолетним в полной мере реализовывать свои трудовые права, в т.ч. право на получение заработка на банковском счете.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ