Новое в законодательстве Челябинской области

28 мая 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Внесены изменения в Порядок предоставления единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Указанный порядок распространяется на граждан, участвующих в проведении специальной военной операции на территориях Запорожской и Херсонской областей.

Дополнительные меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты предоставляются в том числе: гражданам, заключившим контракт с Министерством обороны Российской Федерации для прохождения военной службы; добровольцам, поступившим в добровольческие формирования; гражданам, призванным на военную службу по призыву или по мобилизации военными комиссариатами Челябинской области и заключившим в период прохождения военной службы по призыву контракт с Министерством обороны Российской Федерации; гражданам Российской Федерации, заключившим с Росгвардией контракт о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации в сформированных (формируемых) подразделениях Росгвардии для участия в специальной военной операции, и детям указанных граждан в возрасте до 18 лет, а также членам семей граждан, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции либо умерших вследствие увечья или заболевания, полученных ими в результате участия в специальной военной операции.

Условиями для предоставления единовременной выплаты указанным гражданам являются: нахождение на воинском учете в военных комиссариатах Челябинской области или в пунктах отбора на военную службу по контракту в городе Челябинске или в ином субъекте Российской Федерации; регистрация на дату заключения контракта по месту жительства или по месту пребывания на территории области, в случае ее отсутствия - по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.

К членам семей граждан, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции либо умерших вследствие увечья или заболевания, полученных ими в результате участия в специальной военной операции, относятся супруг (супруга), родители, дети погибшего (умершего), которым выданы удостоверения членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Скорректирован перечень документов, подтверждающих право на получение единовременной выплаты.

К ним отнесены: документы (сведения) об отсутствии регистрации по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Решение о предоставлении единовременной выплаты принимается в срок не позднее 30 рабочих дней с даты, следующей за днем подачи заявления и документов. Датой подачи заявления считается день его поступления в орган социальной защиты населения, Министерство социальных отношений со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной выплаты являются, в частности: предоставление единовременной выплаты ранее по установленным основаниям; получение органами социальной защиты населения информации о возбуждении в отношении лиц уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 337 Уголовного кодекса Российской Федерации; получение лицами в ином субъекте Российской Федерации мер социальной поддержки.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в государственную программу "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области".

Уточнены: структура государственной программы, ее финансовое обеспечение, в том числе регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения".

Одной из задач программы является цифровизация социальной сферы области для эффективного оказания мер социальной поддержки. Ее ожидаемым результатом - предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан посредством цифровых технологий.

В комплекс процессных мероприятий дополнительно включены: предоставление ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды для посещения учебных занятий, в том числе спортивной формы для ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации по очной форме обучения; обеспечение финансирования административных расходов для осуществления назначения указанной ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды; предоставление субсидии автономной некоммерческой организации Центру Реабилитации "ОНИС" на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности по оказанию услуг по ресоциализации граждан, допускающих незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ или имеющих алкогольную зависимость, Челябинской городской общественной организации "Независимый исследовательский центр "Есть мнение" на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности, направленной на формирование приверженности лечению детей, подростков, имеющих ВИЧ-статус, и их родителей (законных представителей), бюджетным учреждениям на реализацию проекта "В руках женщины" по оказанию адресной социально-психологической поддержки семьям военнослужащих - участников специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины.

Внесены изменения в Региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ.

Расширен перечень потребителей муниципальной услуги "Предоставление образовательной, информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства". К ним отнесены в том числе физические лица - потенциальные субъекты малого и среднего предпринимательства и физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

К категории получателей муниципальной услуги "Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" отнесены в том числе налогоплательщики налога на профессиональный доход.

Региональный перечень дополнен государственной работой "Сопровождение проектов искусственного интеллекта и обработки данных", потребителями которой являются органы государственной власти, государственные учреждения.

Показатели, характеризующие объем государственной работы, - количество сопровождаемых проектов, проведенных заседаний рабочей группы по внедрению технологий искусственного интеллекта и обработки данных в Челябинской области, предложений по применению технологий искусственного интеллекта, проработанных и направленных для оценки в исполнительные органы области.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Внесены изменения в Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Челябинска.

Данным документом регулируются вопросы принятия в муниципальную собственность города земельных участков из федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, иных форм собственности, передачи земельных участков в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности города.

Определены документы, на основании которых происходит принятие в муниципальную собственность города объектов недвижимого и движимого имущества из федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, иных форм собственности.

Проект решения городской Думы, подготовленный Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города, об утверждении перечня имущества, передаваемого в муниципальную собственность города или из муниципальной собственности города, должен быть согласован должностным лицом местного самоуправления Администрации города, координирующим экономические и финансовые вопросы.

Определены сроки представления Комитетом городской Думе информации о принятых правовых актах Администрации города. Информация рассматривается на заседании постоянной комиссии городской Думы по бюджету, экономике и муниципальному имуществу.

ЖИЛИЩЕ

Установлены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям области на период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2024 года для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, нанимателей жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и членов жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение, для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, собственников жилых домов.

Установлены размеры платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; для собственников жилых помещений в многоквартирном доме с газовым оборудованием (без газового оборудования) по видам благоустройства. Размер варьируется от 22,22 руб./кв. м (без лифта, мусоропровода и газового оборудования) до 29,82 руб./кв. м (с лифтом, мусоропроводом и газовым оборудованием).

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 22.11.2022 N 34/133 "О плате за содержание жилого помещения в городе Челябинске".

Указанные нормы вступают в силу с 1 июля 2024 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Внесены изменения в Порядок установления, оплаты и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях города Челябинска, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Уточнен порядок расчета и выплаты компенсации части родительской платы. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяются постановлением Губернатора Челябинской области от 23.01.2007 N 19.

Муниципальные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования, являются уполномоченными органами на предоставление компенсации.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета в рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Определена формула расчета размера иного межбюджетного трансферта.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Министерством социальных отношений области и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Остаток денежных средств, не использованный в 2024 году, подлежит возврату в областной бюджет.

Контроль за целевым использованием иных межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством и Главным контрольным управлением области.

Субсидии предоставляются областным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству социальных отношений области, в рамках государственной программы "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" на приобретение имущества, оборудования, расходных материалов.

Определены: требования к получателям субсидии, перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении целевых субсидий, формула расчета их размера, виды отчетности, условия возврата средств.

Результатом предоставления целевых субсидий является увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, обратившихся за получением услуг в учреждения, до 94 процентов. Показателем - доля детей-инвалидов, обратившихся за предоставлением услуг в учреждения.

Целевые субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Не использованные в 2024 году остатки средств целевых субсидий подлежат перечислению в областной бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в 2025 году при наличии потребности в направлении их на те же цели.

Обязательная проверка соблюдения целей и условий предоставления учреждениям целевых субсидий осуществляется Министерством социальных отношений области и Главным контрольным управлением области.

Субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта, на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности по организации, проведению спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований среди учащихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций, среди сельского населения, по развитию служебно-прикладных видов спорта.

Установлены результаты предоставления целевой субсидии по каждому направлению расходов: участие в мероприятиях и соревнованиях не менее 1000 человек (учащихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций), физкультурных и спортивных мероприятиях не менее 200 человек сельского населения, спортивных, спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта различного ранга не менее 50 человек.

Определены: направления расходования субсидии, требования к получателям средств, критерии отбора, перечень необходимых документов, формула расчета размера субсидии, основания для отказа в ее предоставлении, заключения дополнительных соглашений, виды отчетности, условия возврата средств.

Министерство по физической культуре и спорту области осуществляет проверки соблюдения организацией условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Мониторинг достижения значения результата предоставления субсидии и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), проводится Минспортом области.

Признано утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 13.04.2023 N 235-П "О порядках определения объема и предоставления в 2023 - 2025 годах субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта".

Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета в рамках реализации государственной программы "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области".

Способом предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат управляющих компаний, связанных с оказанием услуг, выполнением работ по развитию индустриальных (промышленных) парков. Объем распределяемой субсидии в рамках отбора составляет 25395,10 тыс. рублей.

Определены: направления расходования средств, категории получателей субсидии, формула расчета ее размера, требования к участникам отбора, перечень необходимых документов, основания для отказа управляющей компании в предоставлении субсидии, виды отчетности, условия возврата средств.

Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов области осуществляет в отношении управляющей компании и лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий, проверки соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Мониторинг достижения значения результата предоставления субсидии и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), проводится Министерством.

Срок действия порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне продлен до 2026 года.

Также путем предоставления субсидии осуществляется возмещение части затрат на проведение мероприятий по химической мелиорации земель.

Достигнутыми результатами предоставления субсидии по культуртехническим мероприятиям являются площади сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий: в 2024 году - 14,9399 га, в 2025 году - 19,4167 га, в 2026 году - 25,0497 га.

Точная дата завершения и значения результатов предоставления субсидии по каждому получателю субсидии указываются в соглашении, заключаемом между Министерством сельского хозяйства области и получателями субсидий.

В случае превышения размера общей суммы субсидий, указанной в справках-расчетах их получателей, над объемом средств на текущий финансовый год на указанные цели Министерство производит уменьшение размера субсидий пропорционально для всех получателей.

Уточнены: понятийный аппарат документа, требования к участникам отбора, перечень необходимых документов на получение субсидии, порядок представления и виды отчетности.

Участник отбора обязуется достигнуть значения результата предоставления субсидии в соответствии с соглашением и представить в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о достижении значения результата предоставления субсидии в установленный срок.

Определен порядок внесения изменений в соглашение, в случае реорганизации получателя субсидии, являющегося юридическим лицом.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования области является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области.

Фонд в своей деятельности подотчетен Правительству области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в частности: участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи; аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования; осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан; утверждает для страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы; обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам.

Определены: функции фонда, виды его доходов и расходов, органы управления, регламент работы.

Доходы бюджета территориального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета территориального фонда не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Имущество территориального фонда, приобретенное за счет средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью области и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.

Признано утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2011 N 102-П "Об утверждении Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Челябинской области" с внесенными изменениями.

Субсидии предоставляются за счет средств бюджета города в рамках реализации муниципальной программы "Развитие, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности в городе Челябинске" на возмещение расходов на ремонт сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения города.

Определены: порядок проведения и критерии отбора, требования к его участникам, категории получателей средств, перечень необходимых документов, расчет размера субсидии, основания для отказа в ее предоставлении, заключения дополнительных соглашений, виды отчетности, условия возврата субсидии.

Результатом предоставления субсидии являются выполненные ремонтные работы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения города, в том числе в рамках подготовки к отопительному периоду.

Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города осуществляет контроль за соблюдением условий, порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов и показателей. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Приведены формы: заявки о предоставлении субсидии на выполнение ремонтных работ сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения города Челябинска для обеспечения населения города Челябинска надежным и бесперебойным электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, в том числе в рамках подготовки к отопительному периоду; отчета о достижении результатов и показателей предоставления субсидии на выполнение ремонтных работ сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения города Челябинска для обеспечения населения города Челябинска надежным и бесперебойным электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, в том числе в рамках подготовки к отопительному периоду.

Признано утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 16.11.2017 N 490-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на выполнение ремонтных работ сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения города Челябинска для обеспечения населения города Челябинска надежным и бесперебойным электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, в том числе в рамках подготовки к отопительному периоду" с внесенными изменениями.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стандартизированные тарифные ставки установлены на покрытие расходов сетевых организаций на строительство двухтрансформаторных и более подстанций (за исключением РТП) мощностью от 630 до 1000 кВА включительно блочного типа 6/0,4 кВ в размере 26965,47 руб./кВт, на строительство двухтрансформаторных и более подстанций мощностью от 6,3 МВА до 10 МВА включительно открытого типа 110/6 (10) кВ в размере 71355,83 руб./кВт.