Новое в законодательстве Воронежской области

20 декабря 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Информсвязь - КонсультантПлюс", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

На территории Воронежской области для граждан Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, приостановлено исполнение обязательств указанных граждан по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов, грантов в форме субсидий) из бюджета Воронежской области на период участия в специальной военной операции, а также продлен срок для продолжения исполнения обязательств после демобилизации.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в постановления Правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 394 "Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Воронежской области" и N 412 "Об утверждении Положения об управлении делами Воронежской области". К функциям министерства экономического развития Воронежской области отнесено участие в реализации региональной составляющей государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Ранее указанная функция осуществлялась управлением делами Воронежской области.

В постановление Правительства Воронежской области "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Воронежской области" внесен ряд изменений и дополнений. В частности, текст документа приведен в соответствие законодательству в части упоминания министерства вместо департамента. Актуализирован перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска и изменение присвоенных категорий риска осуществляются решениями министра (первого заместителя министра, заместителя министра). Уточнены категории риска причинения вреда (ущерба). Указано, что в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится инспекционный визит или документарная проверка либо выездная проверка один раз в год. Обязательные профилактические визиты проводятся также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Предусмотрена возможность обращения в министерство контролируемого лица с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита. В новой редакции изложены критерии отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Внесены изменения в Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности". Определен порядок получения результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего законным представителем несовершеннолетнего. Указано, что запросы в рамках межведомственного взаимодействия направляются в течение 3 рабочих дней в ФНС России на получение необходимых для предоставления муниципальной услуги сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

СЕМЬЯ

Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, формы контроля за исполнением административного регламента, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, их должностных лиц, государственных служащих, работников. Предоставление государственной услуги осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными законодательством Воронежской области полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, их структурными подразделениями. В предоставлении государственной услуги участвуют АУ "МФЦ" и его филиалы. Результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на раздельное проживание попечителя и его несовершеннолетнего подопечного либо отказ в выдаче такого разрешения. Предоставление государственной услуги осуществляется на бесплатной основе.

ЖИЛИЩЕ

С 01.01.2025 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на 2025 год и обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов.

Внесены изменения в государственную программу Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области". Указано, что реализация государственной программы направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также оказывает влияние на достижение цели устойчивого развития "Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов". Определены порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджету городского округа город Воронеж на подготовку документации по планировке территории городского округа город Воронеж и порядки предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и капитальные вложения в объекты инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей.

Внесены изменения в Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Признание молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей". Определена процедура получения результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего. Установлено, что при получении результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего законным представителем несовершеннолетнего, являющимся заявителем, реализация права на получение результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленных в виде документа на бумажном носителе, может осуществляться законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. В этом случае заявитель, являющийся законным представителем несовершеннолетнего, в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность, другого законного представителя, уполномоченного на получение результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего. Результат предоставления муниципальной услуги, оформленный в виде документа на бумажном носителе, предоставляется законному представителю несовершеннолетнего, не являющемуся заявителем, лично в управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, в МФЦ либо направляется почтовым отправлением.

В Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" внесен ряд изменений. Определен порядок получения результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего законным представителем несовершеннолетнего. Отмечено, что запросы в рамках межведомственного взаимодействия направляются в ФНС России в целях получения необходимых для предоставления муниципальной услуги сведений из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, о физических лицах.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Уточнено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной и непостоянной основе, могут быть освобождены от должности в связи с утратой доверия в том числе в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций городского округа город Воронеж. В частности, актуализирован порядок формирования системы оплаты труда работников дошкольной образовательной организации. Скорректированы правила формирования и распределение фонда оплаты труда, порядок расчета заработной платы работников, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также другие вопросы оплаты труда работников. Определены минимальные размеры компенсационных выплат за особые условия реализации образовательных программ, за дополнительную работу, перечень компенсационных выплат региональным методистам. Приведена новая форма тарификационного списка.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Внесены изменения в Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Замена выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства". Определена процедура получения результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего. Установлено, что при получении результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего законным представителем несовершеннолетнего, являющимся заявителем, реализация права на получение результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленных в виде документа на бумажном носителе, может осуществляться законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. В этом случае заявитель, являющийся законным представителем несовершеннолетнего, в момент подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о документе, удостоверяющем личность, другого законного представителя, уполномоченного на получение результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего. Результат предоставления муниципальной услуги, оформленный в виде документа на бумажном носителе, предоставляется законному представителю несовершеннолетнего, не являющемуся заявителем, лично в управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, в МФЦ либо направляется почтовым отправлением.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Изменены основные характеристики областного бюджета на 2024 год. В частности, прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета увеличен с 177715821,3 тыс. рублей до 188603529,1 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления - с 32342512,1 тыс. рублей 35122590,9 тыс. рублей; общий объем расходов областного бюджета увеличен с 223447414,4 тыс. рублей до 233578732,4 тыс. рублей. При этом прогнозируемый дефицит областного бюджета уменьшен с 45731593,1 тыс. рублей до 44975203,3 тыс. рублей. Предусмотрено предоставление в 2024 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство фруктов и ягод на территории Воронежской области, на компенсацию ущерба, причиненного в результате повреждения многолетних плодовых и ягодных насаждений вследствие весенних заморозков в мае 2024 года. Также предусмотрены субсидии из областного бюджета на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации Воронежской области "Центр тактической подготовки"; казенному предприятию Воронежской области "Воронежфармация" на финансовое обеспечение затрат на проведение мероприятий по выплате выходных пособий, включая компенсацию неиспользованного отпуска, выплачиваемых при сокращении штата; казенному предприятию Воронежской области "Региональный аптечный склад" на финансовое обеспечение деятельности и др.

Внесены изменения в Правила предоставления и методику распределения дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Воронежской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Увеличен размер доплаты руководителям районных (городских) советов ветеранов, а именно: при количестве пенсионеров (ветеранов), проживающих на территории муниципального района (городского округа), до 9 тыс. человек - с 20116 рублей до 23800 рублей; от 9 тыс. человек до 15 тыс. человек - с 21077 рублей до 24937 рублей; от 15 тыс. человек до 20 тыс. человек - с 23181 рубля до 27426 рублей; свыше 20 тыс. человек - с 25283 рублей до 29913 рублей. Установлено, что при расчете прогноза налоговых доходов городских округов на очередной финансовый год и плановый период не учитывается прогноз поступлений в том числе от туристического налога.

Внесены изменения в Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области". Уточнены условия и порядок предоставления субсидий. Отмечено, что субсидии на возмещение понесенных затрат по отдельным направлениям предоставляются министерством промышленности и транспорта Воронежской области организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в разделы "Обрабатывающие производства" (за исключением проектов, направленных на производство строительных материалов), "Транспорт и логистика" (за исключением проектов, направленных на строительство складских комплексов) Перечня особо значимых инвестиционных проектов.

Многочисленные изменения внесены в Правила отнесения расходов областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на целевые статьи расходов. Уточнены и дополнены направления расходов, предназначенные для отражения расходов областного бюджета, а также перечень кодов целевых статей расходов областного бюджета.

Ряд изменений внесен в Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которых министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Уточнены основания для признания задолженности безнадежной к взысканию. В частности, задолженность признается безнадежной к взысканию в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Актуализирован перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности. Указанные документы направляются председателю комиссии по поступлению и выбытию активов, создаваемой министерством на постоянной основе, структурными подразделениями министерства, ответственными за функции администрирования доходов бюджета, служебным письмом, подписанным заместителем министра, курирующим соответствующее направление деятельности.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Суд установил, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту, а также, учитывая отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома, суд считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных региональной программой ремонтных работ в установленные сроки.

Суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено, по сути, произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Исходя из фактических обстоятельств дела, судом установлено, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы.

Суд установил, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено, по сути, произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме на более поздний срок, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы. Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы ремонтных работ в установленные сроки.

Скорректированы отдельные функции управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж. В частности, управление предоставляет информацию о земельных участках в соответствии с документами территориального планирования, документами градостроительного зонирования, документацией по планировке территории и информацию о прохождении красных линий и линий регулирования застройки, необходимую для принятия уполномоченным органом решений о возможности формирования земельных участков для проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, благоустройства. Кроме того, к функциям управления в числе прочих отнесено рассмотрение уведомлений оператора федеральной информационной адресной системы об отсутствии в государственном адресном реестре сведений об адресах и о выявленных несоответствиях указанных сведений муниципальным правовым актам либо несоответствии адресов объектов адресации установленным Правительством РФ правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов.

В новой редакции изложены карты территориальных зон, подзон территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, а также карта территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Уточнены индексы категорий входящих в градостроительные регламенты жилых территорий. Актуализированы описания местоположения границ различных территориальных зон.

Уточнены требования к размещению и внешнему виду нестационарных торговых объектов, в частности, конструкция павильона или киоска с остановочным навесом должна предусматривать возможность демонтажа киоска с сохранением возможности дальнейшей эксплуатации навеса (не должна предусматривать конструктивную связь остановочного навеса с павильоном или киоском). Установлено, что при досрочном прекращении действия договора на размещение нестационарного торгового объекта плата по договору не начисляется со дня демонтажа нестационарного торгового объекта, подтвержденного актом демонтажа, составленным по форме, утвержденной уполномоченным органом администрации города, до даты утверждения постановлением администрации города изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, предусматривающих перенос нестационарного торгового объекта на свободное место.

Внесены изменения в Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства". Определена процедура получения результатов предоставления муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего. Установлено, что в случае обращения ответственной организации, признанной таковой в соответствии с Законом Воронежской области от 21.10.2024 N 112-ОЗ "О развитии ответственного ведения бизнеса на территории Воронежской области", срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 5 рабочих дней со дня поступления в управление уведомления о сносе или о завершении сноса. Статус заявителя как ответственной организации подтверждается выпиской из реестра ответственных организаций Воронежской области, предоставляемой заявителем при обращении за муниципальной услугой. Уточнены состав, последовательность выполнения административных процедур и перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Установлено, что в рамках межведомственного информационного взаимодействия предусмотрено направление запроса в ФНС России на получение сведений из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, о физических лицах - заявителе и его представителе.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

С 01.01.2025 в государственную программу Воронежской области "Информационное общество" внесен ряд изменений и дополнений. В частности, приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в том числе на основании Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Указано, что цифровая трансформация отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Воронежской области направлена на формирование качественно нового общественного уклада в результате достижения коренных изменений в технологиях, культуре, операциях и принципах создания новых продуктов и услуг за счет интеграции ИТ-сферы с остальными отраслями экономики путем внедрения цифровых технологий во все аспекты функционирования общественной и социально-экономической жизни региона. Реализация государственной программы направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Определены приоритеты государственной политики в сфере реализации программы, в числе которых: создание условий для развития сферы радио- и микроэлектроники, разработка и изготовление новой электронной компонентной базы, специального технологического оборудования для производства изделий микроэлектроники, радиоэлектронных систем связи военного, специального и гражданского назначения; создание условий для развития транспортных технологий, в том числе беспилотных и автономных систем, систем навигации, технологий космического приборостроения; создание инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, развития малых технологических компаний и другие. Целью государственной политики в рамках реализации государственной программы является формирование эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства для обеспечения повышения восприимчивости экономики и общества к новым технологиям и создания условий для развития наукоемкого предпринимательства. Реализация программы направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Технологическое лидерство", "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности". Программа вступает в силу с 01.01.2025.