Новое в российском законодательстве (ежедневно)
10 декабря 2024 года
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
До конца 2025 года продлен срок оценки и продажи доли в уставном капитале ООО "Сахалин-1", передача которой не была осуществлена иностранной стороне консорциума
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
До конца 2025 года продлено действие временного порядка принятия корпоративных решений российскими хозяйственными обществами в области энергетики, торговли и машиностроения
Временным порядком, предусмотренным Указом Президента от 17.01.2023 N 16, в частности, разрешено при принятии решений не учитывать голоса участников, акционеров, членов советов директоров из недружественных юрисдикций.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
Ко второму чтению доработан законопроект, устанавливающий правовые основы осуществления деятельности администраторов финансовых и товарных индикаторов
Согласно законопроекту индикатор - определяемый на регулярной основе показатель цены финансовых инструментов и имущественных прав, показатель величины процентной ставки, величины риска, курса валюты, значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей, а также показатель цены драгоценных металлов, вещей (за исключением наличных денег, в том числе иностранной валюты, документарных ценных бумаг), услуг, связанных с транспортировкой указанных вещей, значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей.
Администратор индикаторов - юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по определению, предоставлению индикатора и сведения о котором внесены Банком России в реестр.
Устанавливаются в том числе условия использования индикаторов, порядок приобретения и утраты статуса администратора индикаторов, положения о межведомственной комиссии, принимающей в том числе решение о согласовании или об отказе в согласовании методологии определения, предоставления товарного индикатора.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Принято решение образовать при Президенте РФ Совет по реализации государственной демографической и семейной политики
Одновременно упраздняется Совет при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Признается утратившим силу Указ Президента РФ от 19 ноября 2018 г. N 662 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей" с внесенными в него изменениями.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
В 2027 году уже 38 субъектов РФ станут участниками пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Скорректированы этапы реализации пилотного проекта и количество участвующих в нем субъектов РФ.
В рамках проекта все основные и сопутствующие услуги по реабилитации проживающих на территориях его участников детей-инвалидов предоставляются комплексно и на основании электронного сертификата, включая реабилитационные мероприятия в специализированных учреждениях, питание и проживание.
С учетом сроков присоединения субъектов РФ к проекту определена стоимость электронного сертификата для приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу ребенка-инвалида в зависимости от выбранной формы оказания услуг.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны
Таким индикатором будет являться в том числе наличие у органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны, информации о трех и более случаях в течение ста восьмидесяти календарных дней приостановления или прекращения на территориях государств - членов ЕАЭС (кроме Российской Федерации) действия сертификатов соответствия, выданных на территории РФ на продукцию одного изготовителя, которая является объектом федерального государственного надзора в области гражданской обороны и объектом технического регламента ЕАЭС "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021).
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Таким индикатором является в числе прочего наличие у органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информации о трех и более случаях в течение ста восьмидесяти календарных дней приостановления или прекращения на территориях государств - членов ЕАЭС (кроме Российской Федерации) действия сертификатов соответствия, выданных на территории РФ на продукцию одного изготовителя, которая является объектом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и объектом технического регламента ЕАЭС "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Ко второму чтению подготовлен законопроект о сокращении количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством
Предусматривается приостановление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений земельного участка, за исключением осуществления государственной регистрации сервитута в отношении такого земельного участка.
Законопроект также определяет, в каких случаях строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными.
Закрепляется возможность выдачи предписания об устранении выявленного нарушения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Вводится обязанность юридических лиц представлять заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронном виде, за исключением отдельных случаев.
Планируется, что большинство поправок вступит в силу с 1 марта 2025 года.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Продлен срок уплаты имущественных налогов для жителей Курской области и приграничных к ней территорий, где введен режим КТО с временным отселением
Изменение срока уплаты налогов коснется физических лиц, удовлетворяющих одновременно следующим условиям: указанные территории являются местом жительства физлица по состоянию на 1 августа 2024 г., физлицо по состоянию на указанную дату состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему налогооблагаемого имущества, местом нахождения которого на эту дату являлась одна из указанных территорий Курской области.
Согласно постановлению уплатить имущественные налоги (транспортный, земельный, а также налог на имущество физлиц), подлежащие уплате в 2024 году, теперь можно будет до 1 декабря 2025 года.
Правительству Курской области рекомендовано определить перечень территорий для целей реализации указанных выше положений.
Информационное сообщение Минфина России
<О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г.>
Минфин информирует о прекращении с 1 января 2026 года действия соглашения между правительствами России и Литвы об избежании двойного налогообложения
Согласно полученной ноте Сейм Литовской Республики денонсировал Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 года.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Сельскохозяйственные товаропроизводители из приграничных регионов получат отсрочку по инвестиционным кредитам
Закреплено, что заемщики, пострадавшие в результате действий вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов и (или) осуществление деятельности которых невозможно в результате действий вооруженных формирований Украины, с 1 августа 2024 года имеют право заключить с кредитной организацией дополнительное соглашение к кредитному договору в целях предоставления отсрочки платежей по начисленным процентам и выплате основного долга по ранее предоставленному кредиту (займу) на срок до одного года.
Это возможно при условии представления в кредитную организацию документов, подтверждающих факт причинения ущерба имуществу, приобретенному за счет средств такого кредита (займа), которое используется для производства, первичной и последующей переработки сельскохозяйственной продукции и ее реализации, и (или) документов, подтверждающих факт невозможности ведения хозяйственной деятельности в результате действий вооруженных формирований Украины, выданных уполномоченным органом.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Обновлен порядок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса негосударственного пенсионного фонда
Согласование осуществляется на основании заявления ликвидатора фонда, составленного в произвольной форме, с приложением промежуточного ликвидационного баланса фонда, а также документов, подтверждающих содержащиеся в нем сведения.
Банк России согласовывает промежуточный ликвидационный баланс фонда либо отказывает в его согласовании в срок не позднее одного месяца со дня его направления. Приведены основания для отказа в согласовании промежуточного ликвидационного баланса фонда.
Взаимодействие Банка России и ликвидатора фонда осуществляется в форме электронных документов.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего указания признается утратившим силу Указание Банка России от 2 июля 2019 года N 5186-У, регулирующее аналогичные правоотношения.
Расширен перечень сведений, вносимых Банком России в базы данных о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению оператора по приему платежей или нарушению законодательства РФ и нормативных актов Банка России
Установлено, что Банк России должен вносить в базы данных, ведение которых осуществляется на основании части первой статьи 82.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в числе прочего сведения о:
лицах, осуществляющих (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа юридических лиц (управляющих организаций), с которыми операторами по приему платежей заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, не соответствующих требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 3.2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ);
лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц (управляющих организаций), с которыми заявителями заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, не соответствовующих требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 3.2 Федерального закона N 103-ФЗ, на день принятия Банком России решения об отказе во внесении сведений о заявителе в реестр операторов по приему платежей;
юридических лицах (управляющих организациях), с которыми операторами по приему платежей заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, не соответствующих требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 3.2 Федерального закона N 103-ФЗ;
юридических лицах (управляющих организациях), с которыми заявителями заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, не соответствовующих требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 3.2 Федерального закона N 103-ФЗ, на день принятия Банком России решения об отказе во внесении сведений о заявителе в реестр операторов по приему платежей.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Утверждена форма федерального статистического наблюдения N 42 "Сведения о деятельности Центра, бюро судебно-медицинской экспертизы"
Первичные статистические и административные данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на ее бланке.
Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу изменений в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 671-р, в части его дополнения позицией 15.43.
Минфин: уточнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями
Приказом Минфина России от 23 июня 2021 г. N 90н установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований аудиторскими организациями, оказывающими услуги общественно значимым организациям.
Согласно сообщению Минфина в перечень внесен дополнительный индикатор, предусматривающий включение информации об аудиторской организации, проводившей обязательный аудит, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также уточнен индикатор, касающийся признания банкротом организации, а теперь также - введения процедур, применяемых в деле о банкротстве в отношении организации, которой было выдано аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Изменения внесены Приказом Минфина России от 17 сентября 2024 г. N 128н, вступающим в силу 14 декабря 2024 г.
СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Ограничен срок действия Приказа Мининформсвязи от 9 января 2008 г. N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации"
Установлено, что данный документ действует до 1 сентября 2031 года.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Минобороны: внесение изменений в план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, целесообразно согласовывать с военным комиссариатом
Сообщается, что согласно Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях 2017 г. каждая организация разрабатывает (ведет) план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. В течение всего календарного года организации разрабатывают план работы и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Внесение изменений в план целесообразно согласовывать с военным комиссариатом.