Новое в законодательстве Хабаровского края
29 ноября 2024 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Софтинфо", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
На комитет возложены взаимодействие с федеральными органами, научными учреждениями в сфере аквакультуры (рыбоводства), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими рыбохозяйственную деятельность и аквакультуру (рыбоводство), в части определения объемов объектов аквакультуры, подлежащих разведению и содержанию, выращиванию, выпуску в водные объекты, а также мониторинг деятельности указанных лиц, включенных в государственные программы или проекты социально-экономического развития края.
Право на личный прием граждан в первоочередном порядке предоставлено лицам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ; лицам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ; лицам, проходящим (проходившим) военную службу по контракту, или лицам, находящимся (находившимся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии РФ, в воинских формированиях и органах, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, при условии их участия в СВО; членам их семей. Кроме того, обращения указанных выше лиц по вопросам оказания мер социальной поддержки подлежат рассмотрению в сокращенные сроки.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Дополнительно определено, что при выдаче органом государственной власти (местного самоуправления муниципального образования края), уполномоченным на предоставление земельных участков, разрешения на размещение нестационарных объектов для оказания услуг общественного питания (сезонных или летних кафе предприятий общественного питания), за исключением расположенных на землях лесного фонда, а также палаточных туристско-оздоровительных лагерей (кроме случаев их размещения на землях или земельных участках лесного фонда либо сельскохозяйственного назначения) взимается плата. Перечень объектов, за размещение которых плата не взимается, дополнен контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов. Велопарковки исключены из данного перечня объектов. Скорректирован перечень объектов, размещаемых на основании договора на размещение, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Расположение на указанном в заявлении земельном участке здания, строения, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащих гражданам или юридическим лицам, включено в основания для отказа в выдаче разрешения либо принятия решения об отказе в проведении аукциона.
Установлено, что аукционы на право заключения договоров на размещение объектов, виды которых установлены перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, решения о проведении которых приняты до дня вступления в силу вышеуказанных изменений, проводятся в ранее действовавшем порядке.
ЖИЛИЩЕ
Установлены коэффициент соответствия платы в размере, равном 0,11743, а также размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений, дифференцированные в зависимости от характеристик благоустройства многоквартирного дома.
Документ вступает в силу с 01.01.2025.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Показатели определены в зависимости от должностей и сферы деятельности муниципальных служащих. Например, эффективность деятельности заместителя мэра города - директора департамента муниципальной собственности - оценивается по выполнению плана по доходам, качеству финансового менеджмента, росту объема товаров (работ, услуг) подведомственных муниципальных производственных организаций и др.; начальника управления экономического развития - по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, численности постоянного населения города, уровню регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении и т.д.; начальника управления промышленности, транспорта, связи - по обновлению подвижного состава электрического транспорта, удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания, качеству финансового менеджмента, доле автобусов, работающих на газомоторном топливе, росту объема отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности, закрепленным за управлением.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Порядок изложен в новой редакции. Согласно дополнению, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий услуга оказывается во внеочередном порядке. Уточнено, что при продолжительности поездки более одного часа период времени свыше одного часа оплачивается заказчиком на условиях полной оплаты. Ранее полностью оплачивалось время свыше двух часов. Основания для отказа в оказании услуги дополнены отсутствием возможности предоставления автотранспортного средства в необходимое для заказчика время (указанное в заявке время занято по ранее зарегистрированной заявке, автотранспортное средство находится в ремонте либо на техническом обслуживании (осмотре), отсутствует водитель). Определены обстоятельства, ограничивающие возможность оказания услуги: снятие автотранспортного средства, на котором планировалось выполнение заявки, с маршрута в связи с его неисправностью или аварией (если у учреждения, организации имеется не более одного автотранспортного средства); введение временных ограничений или прекращение движения автотранспортных средств по маршруту следования; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Лицам, в отношении которых государственным фондом поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" принято решение о предоставлении транспортного средства с ручным управлением, предусмотрена материальная поддержка в размере 40 000 рублей. Выплата предоставляется на основании списков, составленных филиалом фонда по Хабаровскому краю, центром социальной поддержки населения. Единовременная денежная выплата не учитывается в составе доходов семей ее получателей при предоставлении им иных мер социальной поддержки. Установлен механизм возврата денежных средств в случае отмены решения о предоставлении транспортного средства ветерану специальной военной операции.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
С 01.01.2025 Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" устанавливается новый специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
В связи с этим Закон Хабаровского края от 26.12.2007 N 169 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Хабаровского края от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет" дополняется размерами норматива зачисления вышеуказанного налога на территориях местного самоуправления. В бюджеты городских и сельских поселений доходы от взимаемого на их территории налога, в том числе минимального налога, зачисляются по нормативу 14,6 процента. В бюджеты муниципальных районов доходы от налога, взимаемого на межселенных территориях, зачисляются по нормативу 27 процентов, а на территории городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующего района, - по нормативу 12,4 процента. Налог, взимаемый на территориях городских и муниципальных округов, зачисляется в доходы их бюджетов по нормативу 8,1 и 27 процентов соответственно.
Министерство природных ресурсов края предоставляет гранты с целью реализации проектов, направленных на сохранение и развитие культуры, языков, традиций, обычаев коренных народов, народных игр и национальных видов спорта, реформирование всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения коренных народов с учетом их традиций и обычаев, создание СМИ коренных народов, охрану окружающей среды на территориях традиционного природопользования коренных народов и т.д. Определены требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, участвующим в отборе, условия получения и механизм расчета размера грантов, основания для отказа в их предоставлении. Отбор организаций проводится в системе "Электронный бюджет", в которой они формируют заявку с приложением электронных копий проекта, сметы затрат, гарантийного письма о соответствии участника отбора установленным требованиям, согласий на обработку персональных и др.
Уточнено требование к многоквартирным домам, претендующим на финансовое обеспечение. Теперь им является расчет платы за тепловую и электрическую энергию на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета непрерывно в течение 12 месяцев, взятых за трехлетний период до даты подачи заявки на участие в отборе для предоставления иных межбюджетных трансфертов, а если дата приемки оказанных услуг (выполненных работ) по энергосбережению предшествует дате подачи заявки - до данной даты (ранее - оснащение дома приборами учета и расчет на их основании за коммунальные услуги непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения (актуализации) программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах края). Из перечня требований исключены условия о сроке ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет средств фонда капитального ремонта.
С 31.12.2024 утрачивают силу постановления администрации города от 17.07.2024 N 3478, от 19.07.2024 N 3527, от 22.07.2024 N 3547, от 18.07.2024 N 3511, N 3512, N 3513 и N 3514, утвердившие порядки предоставления субсидий на возмещение расходов по оплате электроэнергии для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства, оказания бытовых услуг; социальным предприятиям на возмещение затрат на ведение предпринимательской деятельности и затрат, направленных на обеспечение занятости отдельных категорий граждан; на открытие своего дела физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на открытие своего дела, части их транспортных затрат на поставку пищевых продуктов собственного производства в другие субъекты РФ или иностранные государства, а также части затрат, связанных с приобретением, модернизацией, строительством, проведением реконструкции и капитального ремонта основных средств.
В перечень документов, представляемых учреждением для получения субсидий, включены материалы, необходимые в определенных случаях: акт, техническое задание и смета на выполнение работ по проведению обследования технического состояния зданий, сооружений, инженерных изысканий, подготовке проектной документации, расчет стоимости технических условий, разработанная проектно-сметная документация для прохождения государственной экспертизы; акт технического состояния, охранное обязательство, задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; информация о работах по благоустройству территории учреждения и об объектах особо ценного движимого имущества; перечень мероприятий по реализации ограничительных мер в учреждении, направленных на предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий); акт результатов инвентаризации активов и обязательств учреждения, подтверждающий наличие и отражающий размер просроченной кредиторской задолженности; акт, подтверждающий необходимость проведения энергетического обследования, и др. Уточнены иные направляемые учреждением документы. Внесение изменений в утвержденный план мероприятий по достижению результата предоставления субсидии включено в перечень условий для заключения дополнительного соглашения на получение субсидий. Указанное дополнение применяется начиная с предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых управление культуры администрации города выполняет функции и полномочия учредителя, субсидий на иные цели в 2025 году.
Субсидии предоставляются отделом пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации города с целью создания условий для развития сельскохозяйственного производства. За счет средств субсидий компенсируются затраты на оплату выполнения работ (оказание услуг), поставок (приобретения) материалов, изделий, связанных с инженерным обеспечением территории товариществ, технологическим присоединением к расположенным за пределами его территории линиям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, благоустройством земельных участков общего назначения в границах товарищества. Определены требования, предъявляемые к участникам отбора на получение субсидий, его критерии. Отбор проводится в системе "Электронный бюджет". Для этого необходимо сформировать предложение и приложить электронные копии анкеты участника отбора, его учредительных документов, фотоматериалы до и после выполнения комплекса работ, локальный сметный расчет работ, дефектную ведомость, документы, подтверждающие фактические затраты, и др. Предложения и документы рассматриваются специально созданной комиссией.
Признано утратившим силу постановление администрации города от 04.07.2023 N 2687, утвердившее Порядок предоставления субсидий садоводческим, огородническим некоммерческим товариществам ранее.
Документ вступает в силу с 01.01.2025.
К числу заявителей отнесены лица, чья обязанность по уплате платежей исполнялась внесением задатка в счет исполнения обязательств по заключенному по результатам торгов договору, суммы неустойки (штрафа, пени), начисленной поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В перечень расходов, финансово обеспечиваемых за счет субсидий, включены расходы на приведение в соответствие технических планов учреждений в связи с выполненным капитальным (текущим) ремонтом, перепланировкой, переустройством, реконструкцией, изменением уровня инженерного благоустройства, изменением технического состояния; реализацию мероприятий по организации питания обучающихся, родители (законные представители) которых принимают участие в СВО либо при выполнении задач в ходе СВО погибли, пропали без вести, получили увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, умерли до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании) вследствие указанных увечий (заболеваний); выплату стипендии мэра города одаренным детям и талантливой молодежи за особые успехи и выдающиеся результаты в культуре и искусстве; приобретение работ (услуг) по содержанию имущества учреждений, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам. Из указанного перечня исключены расходы на обеспечение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Уточнено, что, если целью предоставления субсидии является погашение просроченной кредиторской задолженности прошлых лет, учреждение представляет копию акта результатов инвентаризации активов и обязательств, подтверждающего наличие и отражающего размер задолженности (ранее - акт сверки взаимозачетов учреждения с контрагентом). Скорректированы иные направляемые документы. Согласно дополнению, внесение изменений в утвержденный план мероприятий по достижению результата предоставления субсидии является условием заключения дополнительного соглашения на получение субсидий. Такое дополнение применяется начиная с предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых управление образования администрации города выполняет функции и полномочия учредителя, субсидии на иные цели в 2025 году.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Административные регламенты оказания услуг по предоставлению сведений об организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к сетям которой подключен объект капитального строительства, планируемый к отключению в связи с его сносом; по предоставлению сведений о теплоснабжающей или теплосетевой организации, в которую следует обратиться в целях заключения договора о подключении объекта к системе теплоснабжения; по осуществлению проверки нахождения объекта в радиусе эффективного теплоснабжения; по предоставлению информации о принадлежности объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории города, утвержденные постановлениями администрации города от 27.02.2020 N 689, от 11.05.2022 N 1494, от 01.06.2022 N 1773, от 16.12.2022 N 4667, дополнены порядком получения результата услуги на бумажном носителе законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. В перечень документов, представляемых заявителем, включено согласие на обработку персональных данных. Уточнены способы подачи жалобы на решения, действия (бездействие) при получении услуги.
Аналогичные изменения внесены в Административный регламент оказания услуги по предоставлению сведений об организации, осуществляющей горячее водоснабжение, об организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в которую следует обращаться с запросом о выдаче технических условий и заявлением о подключении на территории города и о внесении изменений в реестр муниципальных услуг города, утвержденный постановлением администрации города от 05.08.2022 N 2782. К числу заявителей отнесены операторы комплексного развития территории при наличии утвержденных проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения такой территории, схемы расположения земельного участка или участков на кадастровом и градостроительном планах, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления, юридические лица при наличии решения о предварительном согласовании предоставления им земельного участка в целях строительства объектов федерального, регионального или местного значения в установленных случаях.
В Административный регламент предоставления услуги по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) в бюджет города платежей, администрируемых управлением энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска, утвержденный постановлением администрации города от 19.05.2022 N 1612, внесены аналогичные изменения в части получения результата услуги, перечня представляемых заявителем документов и способов обжалования. В число заявителей включены лица, чья обязанность по уплате платежей исполнялась внесением задатка в счет исполнения обязательств по заключенному по результатам торгов договору суммы неустойки (штрафа, пени), начисленной поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным в соответствии с законодательством о контрактной системе. Результатом предоставления услуги теперь является представление поручения в орган Федерального казначейства для возврата денежных средств заявителю либо его представителю или направление заявителю уведомления об отказе в возврате (ранее - решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, либо о невозможности рассмотрения заявления, либо об отказе в возврате). Уточнены основания для отказа в приеме документов, а также в предоставлении услуги.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Установлено, что водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на людей. Их использование допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. К местам отдыха отнесены зоны отдыха, пляжи, места для купания, спортивные объекты на воде, объекты и сооружения для принятия оздоровительных и профилактических процедур. Для определения указанных зон необходимо, чтобы территории располагались на сухих участках, без выхода грунтовых вод, без заболоченных поверхностей, защищались от оползней, обвалов, селей, имели возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде, безопасный рельеф дна, подъездные пути к месту отдыха, а на береговой территории пляжа - ограждения и стоки для дождевых вод и т.д. Кроме того, утверждены требования к срокам открытия (закрытия) купального сезона, определению зон купания, охране водных объектов, порядок проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов, и др.
Административный регламент оказания услуги по предоставлению выписок из реестра муниципального имущества в отношении водных объектов на территории города, утвержденный постановлением администрации города от 22.11.2023 N 4620, дополнен порядком получения результата услуги на бумажном носителе законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем. Способы подачи жалобы на решения и действия (бездействие) при получении услуги дополнены обращением через МФЦ. Из способов исключена подача жалобы с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные изменения внесены в Административный регламент предоставления услуги по согласованию документации по планировке территории, подготовленной применительно к особо охраняемой природной территории местного значения города, утвержденный постановлением администрации города от 04.02.2020 N 303. Введено исключение, согласно которому заявителями не могут являться государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы, органы местного самоуправления.