Новое в российском законодательстве (ежедневно)
1 ноября 2023 года
- АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРАВОСУДИЕ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
С 1 ноября 2023 г. по 30 апреля 2024 г. включительно вводится временный запрет на вывоз из РФ отходов и лома драгоценных металлов, а также отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых для извлечения драгоценных металлов, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ
Речь идет о товарах, классифицируемых в товарных позициях 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Временный запрет распространяется на указанные товары, вывозимые с 1 ноября 2023 г. и выпущенные до 1 ноября 2023 г. в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС. Запрет не распространяется на вывоз из РФ катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий отходов и лома драгоценных металлов, вывозимых организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, в целях исполнения договорных (контрактных) обязательств. При этом масса 1 пробы составляет не более 500 грамм в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому договору (контракту).
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2 - 12, 14 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 27.10.2023 N ДР-30/02-02)
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем при осуществлении госконтроля (надзора) за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания
В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметом которого является соблюдение обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к производству, закупке (в том числе импорту), поставкам (в том числе экспорту), хранению и (или) перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей), привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 27.10.2023 N ДР-31/02-02)
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования к производству, закупке, поставкам, хранению и/или перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных их соблюдать; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Обновлены порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации из ЕГРН
Поставщик информации размещает в системе в том числе следующую информацию из ЕГРН об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для их предоставления, в многоквартирные и жилые дома: вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, машино-место); его кадастровый номер; площадь, если объектом недвижимости является здание, помещение, машино-место; сведения о кадастровой стоимости, о правообладателе; номер регистрации и дату государственной регистрации (перехода, прекращения) вещного права.
Обновлены функциональные требования к ГИС ЖКХ
В том числе предусмотрены возможности, которые должно обеспечивать мобильное приложение системы, являющееся ее функциональной подсистемой согласно требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования системой, в том числе требованиям к ее архитектуре.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Государствам - членам ЕАЭС предложены рекомендации по формированию единого рынка трудовых ресурсов
В частности, рекомендуется рассмотреть возможность обеспечения:
разработки профессиональных образовательных программ исходя из текущих и перспективных потребностей, связанных с формированием единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза;
указания специальностей в соответствии с ежегодно размещаемым на официальном сайте Союза перечнем наиболее востребованных на формирующемся едином рынке трудовых ресурсов в рамках Союза должностей служащих и профессий рабочих;
активного участия работодателей (заказчиков работ (услуг)) в разработке профессиональных образовательных программ и образовательном процессе;
формирования необходимой материально-технической базы организаций профессионального образования;
повышения квалификации (включая развитие цифровых компетенций) педагогических работников организаций профессионального образования.
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в горно-металлургическом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2028 г.
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в горно-металлургическом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2029 г.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Обновлена форма налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов
Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.
Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@, которым утверждена аналогичная форма, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 года и применяется начиная с представления налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов за налоговый период 2023 года.
Утверждена форма налоговой декларации по налогу на сверхприбыль
Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.
Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 N 414-ФЗ, сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы. Прибыль подлежит налогообложению при условии, что полученная величина более 1 миллиарда рублей. Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28.01.2024.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2024.
Внесены изменения в форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме
В частности, заменены некоторые штрихкоды, в новой редакции изложен раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов", также указанный раздел дополнен подразделом 4 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в пункте 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации" и приложением 5 "Сведения о физических лицах, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в размере, установленном подпунктом 2 пункта 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации".
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев после дня его официального опубликования.
ФНС информирует об исключении некоторых КБК из перечня налогов, уплачиваемых в качестве единого налогового платежа
Сообщается, что в статью 58 НК РФ внесены изменения, устанавливающие, что единым налоговым платежом может быть уплачена только государственная пошлина, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.
Таким образом, с 31.08.2023 из перечня налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в качестве единого налогового платежа, исключаются следующие КБК:
- 18210802000011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));
- 18210803010011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));
- 18210803020011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)).
Письмо ФНС России от 20.10.2023 N КЧ-4-8/13372
"О реализации полномочий налоговых органов"
В случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) для целей применения статьи 32 НК РФ будет отсутствовать неисполненная обязанность в отношении налогов, сборов, страховых взносов, поскольку обязанность по уплате по данному решению налогового органа перенесена на более поздний срок
Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ в том случае, если относительно уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов было принято решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), данные суммы учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня, указанного в соответствующем решении. Соответственно, до дня уплаты суммы задолженности, указанной в решении налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), такая сумма задолженности не будет формировать совокупную обязанность и отражаться на ЕНС и обязанность не будет считаться неисполненной.
Таким образом, в случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, материалы на основании пункта 3 статьи 32 НК РФ направлению в следственные органы не подлежат.
В случае прекращения действия отсрочки (рассрочки) при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки) указанные материалы подлежат направлению в следственные органы.
Письмо ФНС России от 25.10.2023 N БС-4-11/13585
"Об уплате страховых взносов"
ФНС в дополнение к письму от 11.10.2023 N БС-4-11/13010@ направляет уточненную редакцию абзаца 5 названного письма в части указания кода отчетного периода в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов
"Таким образом, в случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/03 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02")".
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации"
Первичные статистические и административные данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке этой формы.
Признается утратившей силу аналогичная форма, утвержденная Приказом Росстата от 27 декабря 2022 г. N 985.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Действие методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле в границах административно-территориальных образований, распространено на город федерального значения Севастополь и муниципальные округа
Правки в методику, утвержденную Постановлением Правительства от 4 мая 2010 года N 305, внесены в целях реализации норм Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
С 1 апреля 2025 г. применяется обновленная форма сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Приводится порядок заполнения указанного сертификата, порядок его использования в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации, а также по нескольким транзитным декларациям, порядок внесения в сертификат изменений (дополнений).
Признается в числе прочего утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. N 199 "О сертификате обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов".
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Установлены образцы и описания медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней
Утратившим силу признан Приказ Минпросвещения от 16.09.2020 N 499 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении".
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Актуализированы правила разработки клинических рекомендаций
Так, изменениями закреплены положения об использовании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения при направлении уведомления о начале разработки клинических рекомендаций и заявления о разработке или пересмотре клинических рекомендаций.
Кроме этого, документом скорректированы правила и сроки одобрения клинических рекомендаций научно-практическим советом Минздрава России и их утверждения медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В частности, с 20 до 15 рабочих дней сокращены сроки проверки соответствия клинических рекомендаций и заявления об их разработке или пересмотре установленным требованиям.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2025 года.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
С 1 января 2024 года устанавливается порядок взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации
В целях реализации Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" утверждено типовое соглашение, которым предусматриваются формы и основные направления взаимодействия по вопросам трудоустройства лиц, в отношении которых принято решение об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, а также показатели эффективности взаимодействия сторон, срок действия соглашения.
ПРАВОСУДИЕ
КС РФ: законодательство о банкротстве не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на ликвидированную организацию
Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица при невозможности полного погашения требований кредиторов предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом и предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством. Контролирующее лицо не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Согласно пункту 9 статьи 61.11 закона о банкротстве уменьшение или освобождение от субсидиарной ответственности возможно в случае, если привлекаемое к ней лицо докажет, что оно, исполняя функции органов управления или учредителя, фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность организации, и если благодаря этому лицу установлено фактически контролировавшее должника лицо или обнаружено скрывавшееся имущество.
Отмечено также, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.
Пункт 11 статьи 61.11 закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. В части, касающейся проверки конституционности пункта 9 статьи 61.11 закона о банкротстве, производство по делу прекращено.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
1 января 2023 года прекращено действие межправительственного российско-украинского соглашения о безвизовых поездках граждан РФ и Украины, подписанного в Москве 16 января 1997 года
Соглашением, в частности, устанавливалась возможность для граждан государства одной стороны въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам.
МИД России: 15 октября 2023 года прекращено действие межправительственного российско-украинского соглашения о научно-техническом сотрудничестве, подписанного в Москве 27 августа 1996 года
Соглашением предусматривались, в частности, такие формы сотрудничества, как: осуществление совместных научно-технических программ и проектов; создание совместных научно-технических организаций, временных научных коллективов, а также инновационных предприятий, обеспечивающих освоение новой техники и технологий; участие ученых и специалистов другой страны в научно-технических разработках, выполняемых в Российской Федерации и Украине; проведение совместных семинаров и научных конференций.
Официальное сообщение МИД России
<О прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития пунктов пропуска через российско-украинскую государственную границу, подписанного в Донецке 18 октября 2011 года>
11 октября 2023 года прекращено действие Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития пунктов пропуска через российско-украинскую государственную границу
Соглашением, подписанным в Донецке 18 октября 2011 года, регулировались вопросы обмена информационными ресурсами в сфере строительства и обустройства пунктов пропуска, проведения экспертных консультаций в сфере строительства, обустройства и администрирования пунктов пропуска, создания совместных рабочих групп и пр.