Новое в российском законодательстве (ежедневно)
19 декабря 2023 года
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Продлено действие отдельных мер экономического характера, предусмотренных Указами Президента
Настоящим указом:
продлен до конца 2024 года срок действия запрета на осуществление резидентами без получения разрешений Банка России отдельных операций, установленных пунктом 2 Указа от 18 марта 2022 г. N 126;
продлен на полгода (до 1 июля 2024 года) срок исполнения российскими юрлицами обязательств перед держателями еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения облигаций в соответствии с пунктом 4 Указа от 05.07.2022 N 430;
продлен до конца 2025 года срок действия запрета на совершение сделок (операций) с ценными бумагами и долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах российских юрлиц, которые принадлежат иностранным лицам из недружественных иностранных государств в соответствии с пунктом 1 Указа от 5 августа 2022 г. N 520;
продлено до конца 2024 года действие временного порядка принятия корпоративных решений российскими хозяйственными обществами в области энергетики, торговли и машиностроения, предусмотренного Указом от 17.01.2023 N 16 (временным порядком, в частности, разрешено при принятии решений не учитывать голоса участников, акционеров, членов советов директоров и пр. из недружественных юрисдикций).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Подписан указ об упрощенном порядке приема в гражданство РФ граждан Белоруссии, Казахстана и Молдовы
Согласно документу с заявлением о приеме в гражданство вправе обратиться постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока постоянного проживания) следующие иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью: граждане Республики Белоруссия - без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"; граждане Республики Казахстан и Республики Молдова - без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 15 этого федерального закона.
Внесены уточнения в порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке
В частности, определено, что производителю и импортеру, зарегистрированным в информационной системе мониторинга, обеспечивается доступ в том числе к сведениям о средних розничных ценах (суммах расчета) товара: рассчитанных по не менее чем 3 местам (адресам) осуществления расчета за период не менее недели и агрегированных до уровня субъекта РФ, с указанием наименования и ИНН продавца товара, кода товара и его наименования; рассчитанных за период не менее недели и агрегированных до уровня субъекта РФ, с указанием кода товара и его наименования.
Стороннему производителю доступ к сведениям о товаре обеспечивается с согласия производителя и при наличии в информационной системе мониторинга информации о вводе в оборот отдельных единиц такого товара данным сторонним производителем. При ее отсутствии производитель вправе самостоятельно предоставить указанные сведения стороннему производителю. При этом доступ к такой информации обеспечивается в ответ на запрос производителя, который должен содержать его ИНН, вид агрегированного отчета по видам информации, а также период, за который такой отчет предоставляется.
Также уточнен объем информации, предоставляемой на безвозмездной основе федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов РФ.
На период до 2030 года утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры РФ
Задачами стратегического направления являются в том числе: создание системы учета и анализа всех билетов, приобретаемых на культурные мероприятия в России, на протяжении их жизненного цикла; обеспечение беспрепятственного посещения любой библиотеки по единому читательскому билету; создание цифровых культурных профилей посетителей и учреждений культуры; внедрение системы управления государственными данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
С 1 сентября 2024 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Работник металлообрабатывающего производства в автомобилестроении"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является изготовление на металлообрабатывающем оборудовании деталей автотранспортных средств.
Признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 12 ноября 2018 г. N 696, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 г.
В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок оплаты сверхурочной работы
В статье 152 ТК РФ планируется закрепить, что при оплате сверхурочной работы должны начисляться в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты.
Предусматривается, что предлагаемые поправки не являются основанием для пересмотра работодателем ранее установленных условий оплаты сверхурочной работы в более высоком размере.
Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда от 27 июня 2023 г. N 35-П.
В ТК РФ предлагается закрепить правила установления систем премирования в организациях
Статью 135 ТК РФ планируется дополнить положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.
Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда от 15 июня 2023 г. N 32-П.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Для маркировки табачной и подакцизной никотинсодержащей продукции предлагается ввести учетно-контрольные специальные марки (УКСМ)
УКСМ вводятся в связи с отменой акцизных марок и в целях сохранения полномочий по администрированию сумм акцизов в отношении ввозимых из стран ЕАЭС указанных подакцизных товаров таможенными органами.
Кроме того, законопроектом устанавливается приоритетное применение данных информационной системы мониторинга, в случаях если налоговая база, определенная налогоплательщиком, менее объема реализованных за соответствующий налоговый период указанных подакцизных товаров (менее их расчетной стоимости), отраженных в государственной информационной системе мониторинга.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Внесены изменения в порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации
Приказом, в частности, установлен порядок присвоения кодов классификации доходов бюджетов в отношении сумм платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального, межмуниципального или местного значения тяжеловесными транспортными средствами.
В классификации расходов бюджетов скорректирован состав расходов, включаемых в отдельные разделы (подразделы), а также предусмотрены правила детализации отдельных целевых статей расходов бюджетов.
Дополнен перечень кодов, предусмотренный приложением N 2 (в том числе в отношении нацпроекта "Беспилотные авиационные системы"), а также внесены дополнения в приложение N 3 "Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов".
Изменения применяются при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2024 год и плановый период, за исключением новой редакции подпункта 53.2.2.3 порядка, применяющегося при исполнении бюджетов на 2023 год и плановый период.
Минфином даны разъяснения по вопросам о переходе к единым правилам предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг
С 1 января 2024 года вступают в силу единые правила предоставления производителям товаров, работ, услуг субсидий (грантов), предусмотренных пунктами 1 и 7 статьи 78 и пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ.
Единые правила определяют общие положения об условиях и порядке предоставления субсидий, а также требования к содержанию, порядку формирования и согласования решений главных распорядителей средств федерального бюджета (Решений).
В письме сообщены особенности переходного периода к применению единых правил; разъяснен порядок формирования и согласования Решений; приведены требования к установлению результатов предоставления субсидии.
Минфином подготовлены разъяснения о предоставлении субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в соответствии с едиными правилами или общими требованиями
Единые правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1780, общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, - Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1782.
Допустимые подходы к порядку предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) определены положениями статей 78 и 78.1 БК РФ:
в соответствии с едиными правилами - в случаях, установленных законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) и принимаемыми в соответствии с ними решениями органов власти, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств бюджета (ГРБС, Решение);
в соответствии с НПА субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) или актами уполномоченных органов власти, устанавливающими правила предоставления субсидий.
В письме приведены рекомендации по применению соответствующих подходов при предоставлении субсидий, в том числе сообщается о необходимости актуализации и сроках принятия нормативных актов и соответствующих решений.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банком России даны разъяснения по вопросу о выборе кода по справочнику 2.3 "Виды займа (кредита)" при формировании кредитной истории
Принимая решение о выборе кода, рекомендовано исходить из целей, содержащихся в обращении заемщика, и конкретных условий договора с ним, руководствуясь приведенными рекомендациями.
Если ранее направленные в БКИ сведения не учитывают разъяснения, изложенные в настоящем письме, источникам в целях единообразного подхода к учету пользователями сведений из кредитных отчетов следует внести изменения в такие сведения.
С 9 января 2024 года Банк России увеличивает совокупный лимит по механизму поддержки кредитования субъектов МСП с 288,3 до 320 млрд рублей
Увеличение лимита позволит банкам - участникам механизма предоставить в 2024 году инвестиционные кредиты на сумму до 100 млрд рублей в рамках комбинированной программы, совмещающей два вида поддержки - субсидирование по программе "1764", реализуемой Минэкономразвития России, и льготное фондирование по Программе стимулирования кредитования Банка России и АО "Корпорация "МСП".
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внесены уточнения в Положение о национальной системе прослеживаемости товаров
К операциям, подлежащим прослеживаемости, отнесена передача (получение) товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.
Установлена обязанность участников оборота при перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территорий, находящихся под юрисдикцией РФ, на территорию государства - члена ЕАЭС, включенных в специальный перечень, уведомлять об этом ФНС до момента соответствующего перемещения товара.
Кроме того, постановлением уточнен порядок представления в ФНС уведомлений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в случае утверждения или внесения изменений в утвержденный Правительством перечень, а также скорректированы требования к отражению сведений в отчетах об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Установлены нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов на территории РФ
Нормативные затраты применяются при определении сметной стоимости работ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
СТРАХОВАНИЕ
В связи с осуществлением НПФ формирования долгосрочных сбережений граждан скорректирован порядок выплаты выкупной суммы в случае признания фонда банкротом
Выплата выкупной суммы или ее передача в другой НПФ осуществляется на основании соответствующего заявления. Согласно внесенному уточнению к заявлению необходимо будет приложить копию заключенного договора долгосрочных сбережений.
Также необходимые уточнения внесены в формы заявлений граждан.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
С 1 сентября 2024 г. на 1 марта 2025 г. предлагается перенести срок, с которого осуществление деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения без лицензии не допускается
Законопроектом также предусматривается перенос срока вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2023 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с 1 марта 2024 г. на 1 сентября 2024 г.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Мясо домашней птицы, предназначенное для использования в производстве мясной продукции, освобождено от взимания ввозной таможенной пошлины
Тарифная льгота применяется в отношении товаров, классифицируемых кодами 0207 13 100 1, 0207 14 100 1, 0207 26 100 1 и 0207 27 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС и ввозимых в объеме не более 10,9 тыс. тонн в Республику Беларусь, а также классифицируемых кодами 0207 14 100 9 и 0207 14 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС и ввозимых в объеме не более 140 тыс. тонн в Российскую Федерацию.
Указанная тарифная льгота предоставляется при наличии подтверждения ввозимого товара, выданного уполномоченным органом Республики Беларусь или Российской Федерации соответственно, содержащего сведения об организациях, осуществляющих ввоз мяса домашней птицы, о номенклатуре и количестве такого товара.
Реализация (продажа) товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением указанной тарифной льготы, допускается только для производства мясной продукции и только лицам, зарегистрированным в государстве-члене, таможенным органом которого произведен выпуск таких товаров, и являющимся производителями мясной продукции, критерии отнесения к категории которых или перечень которых могут определяться законодательством такого государства-члена.
Тарифная льгота предоставляется с даты вступления в силу настоящего решения по 31 декабря 2024 г. включительно.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 г.
Освобождены от взимания ввозной таможенной пошлины куриные яйца, классифицируемые кодом 0407 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимые в РФ в объеме не более 1,2 млрд штук
Указанная тарифная льгота предоставляется при наличии подтверждения о ввозимых товарах, выданного уполномоченным органом РФ и содержащего сведения об организациях, осуществляющих ввоз яиц свежих кур домашних, о номенклатуре и количестве такого товара.
Реализация (продажа) товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением указанной тарифной льготы, допускается: лицам, являющимся производителями пищевой продукции и зарегистрированным в РФ, для производства такой продукции; лицам, осуществляющим розничную торговлю, зарегистрированным в РФ, для последующей реализации (продажи).
Тарифная льгота предоставляется с даты вступления в силу настоящего решения по 30 июня 2024 г. включительно.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 г.