Новое в российском законодательстве (ежедневно)
31 октября 2023 года
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
- ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
- БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
- ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- СТРАХОВАНИЕ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Уточнены полномочия Минтруда России, предусмотренные статьями 6 и 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Установлено, что министерство утверждает форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета (частей индивидуального лицевого счета) зарегистрированного лица.
Кроме того, по тексту постановления слова "застрахованное лицо" заменены словами "зарегистрированное лицо" в соответствующих падежах.
Актуализированы полномочия Минэкономразвития, касающиеся деятельности ОЭЗ
В частности, закреплено, что министерство устанавливает в том числе: примерную форму перспективного плана развития особой экономической зоны; форму плана обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; порядок ведения реестра резидентов ОЭЗ.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Планируется страховать денежные средства, которые будут размещаться на счетах эскроу, открытых для расчетов по договорам строительного подряда на строительство жилых домов, в размере до 10 млн рублей
Также предлагается предоставить возможность подрядчику по договору строительного подряда право направления градостроительных документов в органы власти и получения необходимых документов (уведомления о планируемом строительстве, об окончании строительства, о соответствии (несоответствии) планируемого строительства, о соответствии (несоответствии) построенного объекта).
В Госдуму внесен законопроект о строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу
Законопроект регулирует отношения, связанные со строительством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, с использованием продукции отечественной промышленности по договору строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Даны разъяснения по вопросу изменения характеристик земельного участка в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ
Сообщается, в частности, что, по мнению Росреестра, при применении положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ следует использовать понятие "изменение характеристик" в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с изменением характеристик объектов недвижимости, сведения о которых внесены (вносятся) в ЕГРН.
Под изменением характеристик объекта недвижимости понимается такое изменение, которое основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61 Федерального закона N 218-ФЗ. К числу таковых округление площади земельного участка до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления в соответствии с пунктом 21 порядка не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений вышеуказанных статей Федерального закона N 218-ФЗ.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Установлены порядок и условия предоставления в 2023 году иных межбюджетных трансфертов на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом"
Результатом предоставления иного межбюджетного трансферта является количество дооснащенных (переоснащенных) в отчетном году медицинских организаций медицинскими изделиями.
Определены в числе прочего критерии отбора субъектов РФ, порядок расчета размера предоставляемого межбюджетного трансферта, порядок расчета поправочного коэффициента, корректирующего размер межбюджетного трансферта, порядок расчета индекса, отражающего уровень недостижения результата предоставления межбюджетного трансферта.
Установлены порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств по созданию региональных эндокринологических центров и школ для пациентов с сахарным диабетом
Определены в числе прочего критерии отбора субъектов РФ, порядок заключения соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Минздравом России и высшим исполнительным органом субъекта РФ, порядок расчета размера предоставляемого межбюджетного трансферта, а также поправочного коэффициента, корректирующего его размер.
Внесены изменения в перечни КБК на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В частности, дополнены перечни кодов направлений расходов, предусмотренные некоторыми приложениями, также отдельные приложения изложены в новой редакции.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Банк России: как минимум на среднесрочном горизонте следует рассчитывать в основном на внутренние источники финансирования
Финансовый рынок должен вносить свой вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции.
В проекте выделены пять ключевых направлений развития финансового рынка: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора; защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса; цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры; трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов; обеспечение финансовой стабильности.
При подготовке проекта учитывались комментарии и предложения участников финансового рынка, делового и экспертного сообщества.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банк России разъясняет особенности отражения в кредитной истории сведений о полной стоимости потребительского кредита (займа) в связи с вступающими в силу с 21 января 2024 года изменениями в законодательстве
Речь идет об изменениях, касающихся порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК), предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2023 N 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сообщается, что до вступления в силу Указания Банка России от 29.09.2023 N 6551-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 11 мая 2021 года N 758-П "О порядке формирования кредитной истории" (находится на государственной регистрации в Минюсте), в случае если по договору потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, предусматривающему использование электронного средства платежа, предполагается уплата заемщиком различных платежей в зависимости от его решения, то при формировании источником формирования кредитной истории блока ФЛ_22 "Полная стоимость потребительского кредита (займа)" по показателям ФЛ_22.1 "Полная стоимость кредита (займа) в процентах годовых" и ФЛ_22.2 "Полная стоимость кредита (займа) в денежном выражении" следует указывать минимальное значение ПСК (как в процентах годовых, так и в денежном выражении), рассчитанное исходя из минимально возможной суммы платежей заемщика.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Планируется уточнить порядок представления резидентами-экспортерами в Банк России информации об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате в иностранной валюте в пользу нерезидентов
Внесенным в Госдуму законопроектом устанавливается обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах с учетом имеющихся у таких юридических лиц - резидентов дочерних хозяйственных обществ (в том числе находящихся за пределами территории РФ).
Также предлагается унифицировать требования к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах. Предполагается, что Банк России по согласованию с Минфином и Минэкономразвития установит состав, форму, сроки, порядок составления и представления указанной информации.
Кроме того, исключается положение о размещении на официальном сайте Банка России перечня резидентов, которые обязаны представлять вышеназванную информацию. При этом согласно тексту законопроекта Банк России установит порядок доведения до сведения резидентов информации об их включении в перечень.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предлагается предоставить возможность реализации имеющихся остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае аннулирования соответствующей лицензии или прекращения ее действия
Законопроектом, в частности, предусматривается:
возможность поставки этилового спирта организациям, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции или на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, в течение двух месяцев в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта;
возможность реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией, лицензия которой аннулирована или действие ее прекращено, в отношении которой возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будут подлежать реализации в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о реализации имущества должника, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (например, требования о соблюдении минимальной цены при реализации такой продукции), в случае если организация, которой принадлежат такие остатки, признана несостоятельной (банкротом), в том числе в случае аннулирования или прекращения действия у нее лицензии.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Уточнены требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию
В частности, скорректирована формула расчета коэффициентов допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора).
СТРАХОВАНИЕ
Банком России разработан проект новых правил ОСАГО
В пояснительной записке к проекту документа отмечено, что он разработан в связи с необходимостью переиздания правил ОСАГО в новой редакции, в том числе из-за введения в действие с 1 октября 2024 года автоматизированной информационной системы страхования взамен автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Также документом закрепляются положения, регламентирующие способ заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа (обмен электронными документами), а из формы страхового полиса обязательного страхования исключена подпись страхователя.
Кроме этого, скорректирована структура правил обязательного страхования.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
С 1 декабря 2023 г. по 31 мая 2024 г. включительно предлагается установить количественное ограничение на вывоз из РФ отдельных видов минеральных удобрений
Общий объем квоты составит 16 948 221 тонну, из них по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0, 3102 10 900 0, 3102 80 000 0, 3102 30 100 0 и 3102 30 900 0 в объеме 9 812 980 тонн, по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000 0 и 3105 59 000 0 в объеме 7 135 241 тонн.
Приводится перечень случаев, на которые нетарифные квоты распространяться не будут, определен порядок распределения нетарифных квот. Использование нетарифной квоты будет осуществляться на основании лицензий, выдаваемых Минпромторгом России.
Предлагается отменить государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта и не предназначенных для применения на территории РФ
Предусматривается, что изготовители пестицидов и агрохимикатов либо юридические лица, входящие с такими изготовителями в одну группу лиц, в рамках договоров, заключенных с иностранными лицами, обязаны осуществить вывоз из РФ партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на ее территории, в полном объеме в установленные указанными договорами сроки и представить соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (далее - ФГИСПА).
В случае если по истечении установленных сроков не осуществлен вывоз партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ, владелец такой партии в течение одного года после даты поставки, установленной документами на поставку товара, обязан обеспечить ее вывоз из РФ в рамках иных договоров или осуществить переработку указанных пестицидов и агрохимикатов и представить соответствующие сведения в ФГИСПА. При этом под переработкой понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение физико-химических и биологических свойств пестицидов и агрохимикатов с целью применения их в качестве сырья для производства других пестицидов и агрохимикатов.
СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Предложен порядок проведения сертификации процессов безопасной разработки программного обеспечения средств защиты информации в рамках действующей системы сертификации ФСТЭК России
Сертификация проводится в целях подтверждения соответствия процессов безопасной разработки программного обеспечения, внедренных изготовителем средства защиты информации, требованиям национального стандарта ГОСТ Р 56939-2016 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования".
Определены в числе прочего перечень сведений, указываемых изготовителем в заявке на сертификацию, и прилагаемые к ней документы, порядок их рассмотрения ФСТЭК, принятия и оформления решения о проведении сертификации, порядок проведения сертификации и оформления соответствующих протоколов.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы заявки на сертификацию процессов безопасной разработки программного обеспечения, решения о проведении сертификации, сертификата соответствия.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Аспиранты, обучающиеся очно, смогут оформить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в виде научного доклада
Установлено, что диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, выполненная в рамках освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения, может быть оформлена в виде научного доклада, подготовленного на основе совокупности ранее опубликованных работ по соответствующей отрасли науки, имеющих большое значение для науки, техники и технологий. В указанном случае диссертация должна быть представлена к защите в период освоения такой программы или в течение одного года после ее освоения.
Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, оформленной в виде научного доклада, в рецензируемых изданиях должно быть не менее 10.
Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки представит рекомендации относительно перечня научных специальностей, по которым диссертация на соискание ученой степени кандидата наук может быть оформлена в виде научного доклада.
Также закреплено, что до 15 апреля 2024 года советы по защите диссертаций направляют аттестационные дела лиц, защитивших диссертации, в Минобрнауки в электронном виде и на бумажном носителе. После 15 апреля 2024 года аттестационные дела будут рассматриваться только в электронном виде посредством федеральной информационной системы государственной научной аттестации.
Постановлением предусмотрены и иные изменения, направленные на совершенствование государственной системы научной аттестации.
ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Даны рекомендации по эксплуатации и техническому оснащению посадочных площадок для беспилотников
Владельцам посадочных площадок рекомендуется обеспечить наличие в том числе: площадки для посадки и (или) взлета с искусственным или грунтовым покрытием; систем электрической зарядки беспилотных судов и заправки горюче-смазочными материалами; на посадочной площадке средства доступа к сети "Интернет" (наземная линия, сотовая связь, спутниковая связь) для получения метеорологической, аэронавигационной и другой информации.
Предлагается усовершенствовать механизмы участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма
В частности, законопроектом предусматривается законодательное закрепление требования об исполнении нотариусами обязанностей, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, при совершении отдельных нотариальных действий.
Законопроектом также вносятся изменения в Основы законодательства о нотариате, управомочивающие нотариуса отказать в совершении не только исполнительной надписи, но и иных нотариальных действий при наличии достаточных оснований полагать, что их совершение может быть использовано в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма.