Новое в российском законодательстве (ежедневно)
21 марта 2023 года
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
С 1 октября 2023 года устанавливается порядок взаимодействия между кредитными организациями при осуществлении перевода денежных средств
С указанной даты при передаче в электронном виде информации по любому переводу денежных средств, осуществляемому на территории РФ, кредитные организации обязаны осуществлять взаимодействие между собой посредством системы передачи финансовых сообщений Банка России или иных российских систем, обеспечивающих передачу и хранение информации по финансовым сообщениям только на территории РФ.
Данное требование не распространяется на случаи осуществления кредитными организациями трансграничного перевода денежных средств, а также на случаи передачи указанной информации в рамках платежной системы в целях рассмотрения заявлений клиентов по операциям с использованием электронных средств платежа.
Для допуска к торгам иностранных покупателей российской сельхозпродукции предлагается предусмотреть механизм функционирования специальных счетов типа "З"
Специальные счета типа "З" (рублевые и валютные) будут открываться уполномоченным банком (АО НКО "Национальный Клиринговый Центр") на основании заявлений иностранных покупателей для расчетов за российскую сельскохозяйственную продукцию, перечень которой определит Правительство РФ.
Согласно проекту иностранный покупатель будет осуществлять перевод средств на валютный счет типа "З", а уполномоченный банк - продажу поступившей иностранной валюты и зачисление вырученных средств на рублевый счет типа "З" этого иностранного покупателя, а затем осуществлять перевод средств в рублях на счет российского поставщика.
Проектом также предусматривается запрет на приостановление операций по счетам данного типа, арест или списание средств на этих счетах в рамках исполнения обязательств, не связанных с оплатой сельхозпродукции.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Определен правовой механизм выхода граждан РФ, одновременно являющихся гражданами Украины, из гражданства Украины
Установлено, что граждане РФ, одновременно являющиеся гражданами Украины, в том числе граждане РФ, направившие в полномочный орган Украины обращение о выходе из гражданства Украины и не получившие ответа (не имеющие достоверной информации и документов, подтверждающих прекращение гражданства Украины), считаются не имеющими гражданства Украины со дня подачи ими в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.
В случае подачи указанного заявления наличие ранее у гражданина РФ гражданства Украины признается фактом, не имеющим юридического значения для возникновения или прекращения прав, обязанностей и привлечения к ответственности в рамках правоотношений, возникших до признания такого гражданина не имеющим гражданства Украины.
Гражданин РФ, который считается не имеющим гражданства Украины, обязан не совершать действий, связанных с реализацией прав и исполнением обязанностей, предусмотренных для граждан Украины, в том числе не получать и не использовать паспорт гражданина Украины и иные документы, удостоверяющие гражданство Украины или содержащие указание на гражданство Украины, за исключением случаев, при которых указанные действия совершаются в целях прекращения гражданства Украины в соответствии с порядком, установленным законодательством Украины, если иное не предусмотрено указом Президента РФ.
Граждане РФ, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины и считающиеся не имеющими гражданства Украины в соответствии с положениями иных законодательных актов РФ, не подают заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины в соответствии с положениями настоящего федерального закона.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Актуализирован перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития
Перечень, как и ранее, включает в себя 20 субъектов РФ, при этом в него взамен Архангельской и Магаданской областей включены Ненецкий автономный округ и Республика Коми.
Кроме этого, документом внесены изменения в методику расчета показателей, исходя из которых субъект Российской Федерации подлежит включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (утв. Постановлением Правительства от 13 февраля 2013 г. N 115). Предусмотрено, что в отношении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей значение каждого показателя за 10-летний период, предшествующий году утверждения указанного перечня, рассчитывается на основе данных, представленных Росстатом, Минстроем и Минфином, начиная с 2025 года.
Признано утратившим силу Постановление Правительства от 23 декабря 2019 г. N 1770, которым был утвержден аналогичный перечень.
Уточнен порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
В частности, закреплено, что указанная в заключении государственного заказчика о цене на продукцию информация должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах единственного поставщика, представленных в составе предложения о цене.
В Госдуму внесен законопроект об усилении ответственности собственников угольных шахт за нарушения требований промышленной безопасности
Целью законопроекта является совершенствование существующих и создание новых механизмов обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством санкционного и профилактического воздействия на должностных и контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, в том числе обеспечение повышения быстроты пресечения правонарушений в сфере промышленной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, а также конкретизация наиболее опасных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации угольных шахт.
В частности, предусматривается возможность применения в отношении контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, мер административной ответственности в случаях возникновения на шахтах аварий или инцидентов, повлекших за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц, в том числе наложения штрафа в размере, кратном сумме выручки от осуществления такими организациями деятельности по добыче угля.
Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, включенных в реестр резидентов с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, предлагается увеличить с трех до шести лет сроки осуществления ими капитальных вложений
Согласно законопроекту это будет возможно на основании поданного резидентом заявления в письменной форме о внесении изменений в инвестиционную декларацию в части увеличения срока осуществления капитальных вложений с трех до шести лет.
Соответствующее заявление резидент сможет подать до 31 декабря 2023 года.
Кроме этого, документом планируется увеличить срок уведомления заявителя о включении в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области с одного до трех рабочих дней.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимости, сведения о которой составляют государственную тайну
Законопроектом, в частности, предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным для сторон договора и третьих лиц с момента его подписания сторонами.
Кроме этого, Правительство наделяется полномочиями по утверждению перечня видов (типов) режимных объектов, в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности РФ (иного публично-правового образования) на которые, другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну. Право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такие объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона.
Предлагается исключить необходимость внесения в ЕГРН сведений о режимных объектах
Изменениями, вносимыми законопроектом в Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости.
Закрепляется, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о находящихся в государственной собственности зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, предприятиях как имущественных комплексах, составляющие государственную тайну, не вносятся в ЕГРН и право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации.
Кроме этого, документом в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения, предусматривающие, в частности, полномочия Правительства по установлению особенностей подготовки документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на режимные объекты и особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Предлагается сократить периодичность прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам работниками организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) с одного раза в пять лет до одного раза в три года
Отмечается, что научно-технический прогресс требует более интенсивного повышения квалификации, в том числе в части новых регламентирующих документов и изменений нормативных требований, что напрямую влияет на безопасность ведения горных работ.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Даны разъяснения по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
Сообщается, в частности, что стимулирующие коэффициенты 25 или 100, установленные пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", применяются в зависимости от показателей, указанных в разрешительной документации. Учитывая, что разрешительная документация (декларация о воздействии на окружающую среду) может быть подана в день получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС, то до подачи данной декларации указанные коэффициенты применяться не могут. При этом после получения свидетельства о постановке на государственный учет исчисление платы должно осуществляться в зависимости от полученной объектом НВОС категории.
На 1 августа 2023 года перенесен срок вступления в силу отдельных приказов ФНС, регламентирующих порядок информационного обмена между банками и налоговыми органами
Речь идет об информационном обмене в рамках Положения Банка России от 06.11.2014 N 440-П.
Изменение ранее установленного срока связано с доработкой форматов электронных документов, а также электронных сообщений, используемых при взаимодействии банков (филиалов банков), подразделений Банка России и налоговых органов (Описание форматов "Налог").
В личных кабинетах для ИП и юрлиц теперь можно подать заявление о зачете средств в счет будущих платежей
ФНС разъяснен порядок формирования заявлений о зачете положительного сальдо на ЕНС в счет будущей уплаты конкретного налога (сбора, страхового взноса).
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
План ФХД федеральных бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми строками и уточнены формы обоснований (расчетов) некоторых плановых показателей
В План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) включены строки для отражения доходов от выбытия биологических активов и расходов на закупку товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.
Введена форма обоснований (расчетов) плановых показателей по поступлениям от выбытия биологических активов, а также, в частности, в новой редакции изложен раздел 2 обоснований (расчетов) расходов на взносы по обязательному социальному страхованию.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Начиная с отчетности за первый квартал 2023 года применяется новый порядок представления в Банк России бухгалтерской отчетности финансовых организаций
Указание устанавливает:
формы, порядок и сроки представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности бюро кредитных историй, страховых организаций и обществ взаимного страхования;
порядок и сроки представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного рейтингового агентства, НПФ, страхового брокера, АИФ, управляющей компании ИФ, ПИФ и НПФ, профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензии на осуществление дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности форекс-дилера, организатора торговли, клиринговой организации, оператора инвестиционных платформ, оператора финансовых платформ, оператора информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, оператора обмена цифровых финансовых активов, микрофинансовой организации, СКПК, КПК, ломбарда;
требования к представлению в Банк России СРО в сфере финансового рынка бухгалтерской (финансовой) отчетности микрокредитных компаний, СКПК и КПК, являющихся членами соответствующих СРО;
порядок и сроки представления в Банк России аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовой компании.
Указание вступает в силу с 1 апреля 2023 года.
Разработаны методические рекомендации по формированию отчетных данных, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Указанию Банка России от 08.10.2018 N 4927-У
Приведена схема концептуальной модели данных предметных областей со взаимосвязями между ее элементами, а также рекомендуемые к использованию уникальные идентификаторы, приведены описание структуры данных для определенных предметных областей и рекомендации по формированию информации.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
<Письмо> Минобрнауки России от 29.12.2022 N 5/27367-О
"О подписании диплома о высшем образовании"
Разъяснены особенности подписания диплома о высшем образовании
Сообщается, что диплом о высшем образовании и приложение к нему подписываются руководителем организации в строках, содержащих инициалы и фамилию руководителя организации.
Также диплом и приложение к нему могут быть подписаны исполняющим обязанности руководителя организации или должностным лицом, уполномоченным руководителем организации на основании соответствующего распорядительного акта. При этом перед надписью "Руководитель организации" указывается символ "/" (косая черта); в строке, содержащей надпись "деятельность", с выравниванием вправо - инициалы и фамилия исполняющего обязанности руководителя организации или уполномоченного лица.
Диплом об окончании аспирантуры и диплом об окончании адъюнктуры подписываются также председателем Государственной экзаменационной комиссии.
Рособрнадзором направлена информация о соответствии между минимальным количеством первичных баллов и минимальной отметкой по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в 2023 году
Так, минимальное количество первичных баллов, соответствующее минимальной отметке "3" по пятибалльной системе оценивания за ГВЭ в письменной форме, составляет: для русского языка - 5, математики (100-е и 300-е номера вариантов) - 5, математики (200-е номера вариантов) - 4, физики - 7, химии - 9, биологии - 17, географии - 8, обществознанию - 6, истории - 6, литературе - 11, информатике - 7, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) - 13, китайскому языку - 10.
В письме также определено минимальное количество первичных баллов, соответствующее отметке "3" по пятибалльной системе оценивания ГВЭ в устной форме, и приведены шкалы перевода суммы первичных баллов за экзаменационные работы ГВЭ, выполненные в письменной и устной форме, в пятибалльную систему оценивания в 2023 году.