Новое в российском законодательстве (ежедневно)
26 сентября 2023 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесены уточнения в порядок проведения ликвидационных процедур при упразднении федерального органа исполнительной власти
В частности, установлено, что объем средств, направляемых в течение месяца (иного периода) на премирование председателя и членов ликвидационной комиссии, являющихся государственными служащими и работниками упраздняемого федерального органа, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренный ликвидационной сметой на оплату труда председателя и членов ликвидационной комиссии, в расчете на месяц (иной период).
Решение председателя ликвидационной комиссии о премировании членов ликвидационной комиссии, не являющихся государственными служащими и работниками упраздняемого федерального органа, направляется в федеральные государственные органы (организации), представители которых включены в состав ликвидационной комиссии, при этом премирование осуществляется в размерах, установленных руководителями указанных федеральных государственных органов (организаций), за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда государственных служащих (работников) соответствующих федеральных государственных органов (средств организаций на заработную плату работников).
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Признается утратившим силу Приказ Минфина России от 15.11.2021 N 176н, которым утвержден аналогичный перечень.
Обновлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору)
Таким индикатором является выявление Росстандартом двух и более фактов в течение года представления контролируемым лицом в поверку средств измерений, поверка которых осуществляется в соответствии с положениями части 5 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", по истечении 180 дней со дня окончания предыдущей поверки.
Признается утратившим силу Приказ Минпромторга России от 17 декабря 2021 г. N 5147, которым утвержден аналогичный индикатор.
Утвержден новый перечень индикаторов риска нарушений обязательных требований, используемых ФМБА России при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
Такими индикаторами являются:
увеличение более чем на 20% количества трансфузий (переливаний) свежезамороженной плазмы по итогам календарного года по сравнению с предыдущим календарным годом при отсутствии информации об увеличении не менее чем на 20% количества реципиентов за аналогичный период времени;
увеличение более чем на 10% объема не использованной субъектом обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющим ее заготовку, хранение и транспортировку, в течение срока годности донорской крови и (или) ее компонентов по итогам календарного года по сравнению с предыдущим календарным годом при отсутствии информации об увеличении заготовки донорской крови и ее компонентов не менее чем на 10% за аналогичный период времени.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минздрава России от 16 ноября 2021 г. N 1057н.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметом которого является соблюдение обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к производству, закупке (в том числе импорту), поставкам (в том числе экспорту), хранению и (или) перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей), привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтроль от 01.09.2023 N ДР-18/02-02)
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования к производству, закупке, поставкам, хранению и/или перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перечень содержит, в частности: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по Федеральному государственному надзору за соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 01.09.2023 N ДР-19/02-02)
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем в рамках госнадзора за соблюдением изготовителем, продавцом обязательных требований
В перечне приведены в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать эти требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2 - 12, 14 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, привлечения к административной ответственности"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 01.09.2023 N ДР-20/02-02)
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем при осуществлении госконтроля (надзора) за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания
В перечне приводятся в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
С 1 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года предлагается провести эксперимент по маркировке средствами идентификации пищевых растительных масел, упакованных в потребительскую упаковку
В эксперименте будут участвовать масла соевое, арахисовое, оливковое, пальмовое и некоторые другие.
Проектом постановления определены цели проведения эксперимента, круг его участников, к которым относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента, производители, импортеры пищевых растительных масел и организации оптовой и розничной торговли, операторы фискальных данных, операторы электронного документооборота, а также оператор информационной системы.
С 1 декабря 2023 года по 1 ноября 2024 года планируется проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации кормов для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных), упакованных в потребительскую упаковку
Проектом определены товары (код ТН ВЭД ЕАЭС 2309), в отношении которых предлагается провести эксперимент, цели его проведения, круг участников, к которым относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента, производители, импортеры кормов для домашних животных и организации оптовой и розничной торговли, операторы фискальных данных, операторы электронного документооборота, а также оператор информационной системы.
С 1 февраля 2024 года по 1 февраля 2025 года на территории РФ планируется провести эксперимент по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении отдельных видов продукции
Проектом постановления предлагается утвердить положение о проведении эксперимента, перечень отдельных видов продукции, задействованных в эксперименте, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также показатели, характеризующие эксперимент, методологию их расчета и методологию определения успешности эксперимента.
Предполагается, что эксперимент будет проводиться в отношении цемента, строительных смесей и отопительных систем, коды ТН ВЭД ЕАЭС которых приводятся в соответствующем перечне.
Надзор будет осуществляться Росстандартом и его территориальными органами посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований. В качестве предмета надзора в проекте документа названо соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом продукции ряда установленных требований.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Казначейство России разъясняет процедуру взыскания денежных средств с субсидиарного должника
Также отмечается, что взаимодействие органов Федерального казначейства при принятии и исполнении исполнительных документов осуществляется в соответствии с письмами от 27.04.2022 N 07-04-05/09-10406, от 31.07.2023 N 07-04-05/09-21391.
Письмо Федерального казначейства от 28.07.2022 N 07-04-05/09-18702 признается утратившим силу.
ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Установлены правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, право на которую сохранено за сотрудниками органов внутренних дел и Росгвардии, проходящими службу в отдельных регионах России или за пределами страны
Внесенными изменениями также определен порядок выплаты указанной денежной компенсации. В частности, отмечено, что она выплачивается сотрудникам, не имеющим жилого помещения по прежнему месту службы. При расчете ее размера норматив общей площади жилого помещения определяется исходя из количества членов семьи сотрудника, оставшихся проживать по прежнему месту службы сотрудника, с учетом указанного сотрудника.
Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 29 мая 2023 года.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Письмо ФНС России от 07.08.2023 N ШЮ-4-13/10112@
"О направлении разъяснений"
Возврат излишне удержанного налога резидентам недружественных стран должен осуществляться с учетом введенных требований
Речь идет о выполнении требований, предусмотренных указами N 95 и N 254: если иностранная компания, которой производится возврат ранее удержанного налога, или ее уполномоченный представитель относятся к лицам, упомянутым в указах, возврат налога может быть осуществлен только на специальный счет типа "С".
Также отмечено, что обязанность по возврату налога на указанный счет не распространяется на лиц, удовлетворяющих определенным условиям. Оценка соответствия установленным критериям осуществляется налоговыми органами при принятии решения о возврате налога.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Усовершенствован механизм отбора организаций - получателей субсидий на реализацию социально значимых проектов, выпуск книг и учебных пособий для инвалидов по зрению
Уточнены требования к размещению информации о проведении конкурсного отбора и претендентам на получение субсидии, а также скорректированы некоторые процедуры, в том числе касающиеся подачи заявок на участие в отборе, представления необходимых для этого документов, а также определения размера субсидии и ее перечисления.
Определена формула расчета размера средств, подлежащих возврату, в случае недостижения значения результата предоставления субсидии.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Минобрнауки информирует о порядке предоставления статистических данных по форме ФСН N ВПО-1 на начало 2023/2024 учебного года
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, предоставляют сведения по форме ФСН N ВПО-1 в Минобрнауки России не позднее 5 октября 2023 года.
Сведения предоставляются исключительно в электронном виде согласно разделам формы, размещенным в личном кабинете организации по адресу stat.miccedu.ru.
Доступ к заполнению формы ФСН N ВПО-1 в личном кабинете организации будет открыт после 25 сентября 2023 года.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Даны разъяснения по вопросу изменения назначения объекта капитального строительства
Сообщается, в частности, что завершение строительства или реконструкции объекта ИЖС сопровождается подачей застройщиком уведомления в уполномоченный орган об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС, содержащее информацию о параметрах уже построенного или реконструированного объекта.
Направление застройщику уведомлений о соответствии планируемого к строительству или реконструкции объекта и далее о соответствии построенного объекта является фактом признания уполномоченным органом соответствия возведенного объекта требованиям, на соответствие которым осуществлялась проверка.
Получение от уполномоченного органа уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности дает возможность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права возведенного объекта.
Вместе с тем для жилых домов и садовых домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) были предусмотрены положения, предполагающие возможность до 1 марта 2021 года осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такие объекты на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. При этом не требовалось направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 404-ФЗ в статью 70 Федерального закона N 218-ФЗ внесены изменения, согласно которым до 1 марта 2031 года будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан не только в отношении жилых или садовых домов, построенных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, но и в отношении жилых домов, возведенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.
Введение в действие упрощенного порядка государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объектов ИЖС не исключает обязанности правообладателей земельных участков при возведении на земельном участке зданий и сооружений, а также осуществлении их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, а также требования о целевом назначении земельного участка.
ТРАНСПОРТ
С 1 сентября 2024 года актуализируются отдельные требования по соблюдению транспортной безопасности
С целью реализации Федерального закона от 03.04.2023 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены требования по соблюдению транспортной безопасности для юрлиц и ИП, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физлиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры.
Утратит силу регулирующее аналогичные правоотношения Постановление Правительства от 15.11.2014 N 1208.
СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
<Письмо> ФАС России от 27.04.2023 N 08/32849/23
"Об информации в сети "Интернет"
Даны разъяснения по вопросу отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой
Сообщается, в частности, что, по мнению специалистов ФАС России, если информация, распространяемая в виде описания товаров/услуг, новостных сообщений, в том числе анонсов акций, информационных материалов, портфолио и кейсов, содержащих информацию о товарах/услугах, в том числе посредством баннера и использования гиперссылки на официальном сайте, социальных сетях компании и платформе "Яндекс Дзен", содержит справочно-информационные сведения и при этом не формирует интерес к конкретному товару (работе, услуге), такая информация рекламой не является и положения Федерального закона "О рекламе" на нее не распространяются. При этом, если указанная информация направлена на формирование интереса к конкретному товару (работе, услуге) с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, она может подпадать под признаки рекламы, распространение которой должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем информация о компании, ее товарах (работах/услугах), распространяемая на сторонних ресурсах (в том числе с использованием гиперссылки), может расцениваться как реклама, если указанная информация формирует интерес к деятельности компании, реализуемым товарам и оказываемым услугам.
Вопрос отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Установлен перечень регионов, населенных пунктов и местностей, при прохождении службы в которых за военнослужащими, сотрудниками силовых структур и членами их семей сохраняется право пользования жилыми помещениями и получения компенсации за наем
Реализован Федеральный закон от 29.05.2023 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и статью 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".