Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

159.4. Содержание обучения в 6 классе

159.4. Содержание обучения в 6 классе.

159.4.1. Тематический блок 1. "Культура как социальность".

Тема 1. Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

Тема 3. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования.

Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Тема 6. Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

159.4.2. Тематический блок 2. "Человек и его отражение в культуре".

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как ее ограничение. Общество как регулятор свободы.

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема 11. Религия как источник нравственности.

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Тема 14. Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

159.4.3. Тематический блок 3. "Человек как член общества".

Тема 15. Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.

Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтерство. Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, ученые, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Ученые России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности ученых.

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

159.4.4. Тематический блок 4. "Родина и патриотизм".

Тема 25. Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.

Тема 26. Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

Тема 28. Государство. Россия - наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.

Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Тема 31. Человек и культура (проект).

Итоговый проект: "Что значит быть человеком?"